Вальтер Гропиус, один из ведущих архитекторов модернизма, основал в свое время «Баухаус» - школу, совершившую революцию в дизайне.
Сын архитектора, Гропиус еще в детстве решит следовать по стопам отца. Родился он в Берлине 18 мая 1803 года, после школы два года проработал под началом Петера Беренса, одного из пионеров функциональной архитектуры. В отличие от архитекторов, старавшихся скрыть назначение проектируемых зданий (придавая, к примеру, банкам черты античных храмов), функционалисты создавали простые, эффективные решения, избавляясь от излишеств. Гропиус усвоил эти принципы и уже на ранних этапах карьеры создал оригинальные произведения дизайнерского искусства (среди них проект скоростного локомотива), а также ряд интерьеров и зданий.
Во время І мировой воины он служил офицером, а в 1919 году возглавил школы изобразительного и прикладного искусства в Веймаре.
«Баухаус»
Став директором, Гропиус тут же объединил обе школы в одну, дал ей имя «Баухаус» («строительный дом") и перекроил всю программу обучения. Студентам преподавали и «высокую теорию», и такие ремесла, как плотничье дело. Гропиус мечтал поставить все на службу архитектуре, превратив здания в произведения искусства: в интерьере все, от стен до материала занавесок и ламп, должно было гармонировать между собой, оставаясь при этом максимально функциональным.
Вскоре Гропиус поставил перед собой вторую цель - создание качественных решений, которые можно сделать общедоступными за счет массового производства. Для этого был разработан характерный стиль «Баухаус», сочетавший простоту и элегантность. Орнаменты в нем не применялись вообще, красота заключалась в форме, фактуре поверхности и соответствии предназначению.
Хотя такой подход казался «холодным» и слишком рациональным, в действительности «Баухаус» буквально фонтанировал идеями. Школа как магнитом тянула к себе художников. И неудивительно - по преподавательскому составу с ней могли сравниться немногие учебные заведения мира. Здесь одновременно преподавали два виднейших художника ХХ века - русский Василий Кандинский и швейцарец Пауль Клее, а также скульптор, дизайнер и фотограф Ласло Мохой-Надь из Венгрии.
«Против роскоши»
В число лучших студентов (а впоследствии преподавателей) «Баухауса» входил еще один венгр, Марсель Брёйер. Мебель его дизайна - одна из «вех» школы. В 1925 году он создал первый стул из хромированной стальной трубы, элегантная рама которого поддерживала сиденье из двух кусков ткани или кожи. Три года спустя Брёйер упростил конструкцию до предела - его новый стул в форме буквы «s» сделан из цельного куска стальной трубы и двух планок. Этот предмет, известный сегодня всему миру - классический пример характерных для школы «Баухаус» экономии, минимума деталей, применения современных материалов и удобства.
Примерно с 1925 года Брёйер занялся разработкой модульной мебели - состоящей из стандартных частей, которые покупатель может комбинировать, как ему нужно. Влияние этих нововведений на современную жизнь трудно переоценить. Благодаря им были улучшены и упрощены сотни предметов повседневного обихода.
Переезд в Дессау
Командный дух работы, нетрадиционные методы и ориентация на потребности масс создали «Баухаусу» имидж политически «левого» объединения. Работать в консервативном Веймаре стало невозможно, и Гропиус решил перевести школу в Дессау (100 км на юго-запад от Берлина). Построенные по его проекту новые корпуса школы стали классическим примером «интернационального» стиля, а широкое освещение работ «Баухауса» в печати принесло ему действительно международное признание.
Но на новом месте Гропиус задержался ненадолго - из-за разногласий с начальством школы он, как и другие ведущие преподаватели, оставил свой пост в 1928 году и вернулся к частной практике. В 1930 году руководство школой взял на себя другой видный архитектор ХХ века, Людвиг Мис ван дер Роэ, и некоторое время жизнь в «Баухаусе» шла своим чередом. Приход нацистов к власти все изменил. Уже в 1933 году школа была окончательно закрыта.
Эмиграция
Как ни парадоксально, но именно ненависть нацистов к модернизму способствовала всемирному распространению идей «Баухауса». Гропиус покинул Германию в 1934 году. Три года он прожил в Лондоне, сотрудничая с известным британским архитектором Максвеллом Фраем. Брёйер и Мохой-Надь также перебрались в Англию и приняли участие в проектировке жилья в минималистском стиле, для которого характерны полное отсутствие декора и поиск идеальных пропорций. Когда стало ясно, что войны не миновать и Англии еще долго будет не до строительства, все трое, вместе с другими бывшими преподавателями «Баухауса», переехали в США.
Гропиус стал профессором архитектуры в Гарвардском университете, где вновь работал вместе с Брёйером. Мохой-Надь организовал «Новый Баухаус» в Чикаго (1937), а Мис ван дер Роэ продолжал творить в одиночку, став самым знаменитым из всех архитекторов-модернистов (интересно, что у него никогда не было профессионального образования). Благодаря их энергичным усилиям и восприимчивости Америки к новому, в 1940-е годы модернизм стал основным течением в архитектуре и дизайне и оставался таковым до 1970-х годов.
Читайте также: