Проявление эмоций в жизни-это абсолютно естественное явление. Без них мы никогда не смогли бы оценить окружающую обстановку, почувствовать удовольствие или опасность. Но иногда эмоции могут становиться врагом и оказывать разрушающее действие на себя и окружающих.
Когда человек не может справиться со своими эмоциями возникает так называемая регрессия аффекта. Это явление, связанное с невозможностью в раннем детстве пережить и адекватно отреагировать интенсивные эмоции, что впоследствии привело к травме. В младенческом и детском возрасте проводником эмоций является мама. Она всегда находится рядом, чтобы помочь ребенку чувствовать себя хорошо, поддерживать у него оптимальное состояние. Но если ребенок по какой-то причине столкнулся с такой интенсивностью эмоций, которую он не в силах пережить, и мама не помогла ему в этом, происходит травма. И в дальнейшем она будет оказывать влияние на проживание эмоций, вызывая зачастую значительные когнитивные искажения.
Механизм заключается в том, что взрослый человек, основываясь на травматичном раннем опыте, испытывает страх и тревогу перед собственными чувствами и эмоциями, а вернее их интенсивностью. Это подсознательный страх не справиться с эмоциями, не пережить их силу, столкнуться повторно со своей травмой. Проявляется это следующим образом:
- Человек подавляет свои эмоции и чувства, не разрешает себе их испытывать и проявлять, замыкается в себе, становится сложно или почти невозможно говорить о своих чувствах. Сталкиваясь с чувством, он его "заглушает", игнорируя тот информационный смысл, который заложен в эмоции, при этом происходит огромное напряжение, сохраняется тревога, страх. Однако человек не может уловить суть этой тревоги. Происходит соматизация, или так называемые панические атаки.
- Аффективный шторм. В данной ситуации человек не может полностью подавить проявление эмоций, что характеризуется внезапными вспышками гнева, паники, ярости, раздражения, истерических проявлений. Сбросив напряжение, человек на какое-то время приходит в себя, но эмоциональные "приступы" повторяются.
Чтобы избежать аффективной регрессии, необходимо поддерживать оптимальный или приемлемый уровень интенсивности эмоционального напряжения, это и есть эмоциональная толерантность. Как уже было сказано ранее, механизм регуляции уровня напряжения в детстве помогает сформировать мама. В младенчестве её задача успокоить, адекватно отреагировать на эмоции ребёнка. В детстве важно привить способы самоуспокоения, дифференцировать эмоции, анализировать их и экологично выражать, не подавляя и не гиперболизируя.
Полностью отгораживать ребенка от стресса так же не рекомендуется, это приводит к полной неспособности справляться с эмоциями самостоятельно. Необходимо почувствовать оптимальный уровень напряжения, который будет способствовать полноценному развитию. В этом случае эмоции переживаются естественно, не в затяжной форме, не вызывая осложнений.
Во взрослом возрасте так же возможно развить эмоциональную толерантность. Главным ключом в терапии является осознание когнитивного аспекта эмоций. Сдвиг фокуса внимания с аффективного и соматического переживания к его сути. Когда человек начинает понимать, что с ним происходит, почему это происходит, как на это нужно отреагировать, а главное может контролировать этот процесс, он перестаёт избегать и бояться проявления чувств, это вновь становится естественным и безопасным. Исчезает соматизация, улучшается моральное и физическое самочувствие.
Онлайн-психолог, КПТ-терапевт Ильина Юлия Игоревна.
Запись на консультацию: +79138523829 (Whats App, Telegram)
Автор: Ильина Юлия Игоревна
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru