Безвестный
Морфологические и семантические свойства
Безвестный – качественное прилагательное.
Если говорить о значениях данного слова, то можно выделить такие:
- Никому не ведомый, пребывающий в неизвестности.
- Ничем не знаменитый, не пользующийся популярностью.
Их можно свести к семам «неизвестный, о котором нет вестей, то есть известий или сведений».
Примеры использования
Пожалуй, одним из известных текстов, который читается каждый день православными христианами и в котором есть рассматриваемое нами слово, является 50-й псалом, который есть как в утренних молитвах, так и в третьей часе, каждый день читаемом во всех храмах перед совершением Божественной Литургии: «Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми еси» (Пс 50:8). Если мы прочитаем синодальный перевод, увидим отличия: «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость», а в новом русском переводе этот же стих звучит так: «Но Ты желаешь истины, сокрытой в сердце, так наполни меня Своей мудростью».
Если обобщить, получается, что безвестная обозначает здесь нечто сокрытое, то есть скрытую мудрость Божию, которую Он может лишь отчасти открывать праведникам, в то время как для большинства людей это так и будет чем-то неизвестным и скрытым. Ведь человеку не дано постичь всех замыслов Божиих и всей мудрости, которой обладает Творец. И для простого человека, который не берет на себя духовного подвига, за который позже может быть награжден Богом частичным посвящением в Его замыслы, Божия мудрость остается неизвестной и тайной.
Еще одним примером использования данного слова может послужить 4-й стих из 35-й главы книги Бытия в синодальном переводе, который звучит так: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] (Быт. 35:4)».
Здесь смысл данного слова становится понятен, если посмотреть церковнославянский текст этого стиха, вернее, его финала: «И погуби я до днешняго дне». То есть в этом отрывке слово безвестные будут пониматься как в значении «неизвестные», поскольку были уничтожены, то есть Иаков «погуби» чужих богов и они сделались неизвестными для людей, которые живут и будут жить уже после упомянутых событий. Раньше об этих ложных богах знали люди и покланялись им, но с приходом Иакова все эти идолы были уничтожены им и для последующих поколений они становятся неизвестными, то есть они канули в лету и стали безвестными для ныне живущих людей.
Безобразный
Морфологические и семантические свойства
Безобразный – качественное прилагательное.
Набор значений следующий.
- Не имеющий определенной формы, четкого образа, вида; расплывчатый, смутный.
- Не заключающий в себе художественной образности.
Примеры использования
В книге Иезекииля мы можем увидеть пример использования слова безобразный – по отношению к женщине: «Сие паче всякаго блуда твоего и гнусностей твоих: и не помянула еси дний младенства твоего, егда была еси нага и безобразна, и смешена во крови твоей жила еси» (Иез. 16:22) – это церковнославянский текст данного отрывка, но приведем так и его синодальный перевод: «И при всех твоих мерзостях и блудодеяниях твоих ты не вспомнила о днях юности твоей, когда ты была нага и непокрыта, и брошена в крови твоей на попрание» (Иез. 16:22).
Здесь речь идет об отсутствии образа Божия в человеке, который предается греху, то есть, скорее, о безобразии духовном, нежели физическом, поскольку грех обезображивает именно духовную часть человека, физическая же остается прежней.
Еще один пример мы можем найти в книге Второзакония, но уже в ином значении: «Сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими» (Втор. 25:3) – это синодальный перевод, дадим для сравнения и церковнославянский текст: «и числом четыредесять ран да наложат ему, и да не приложат к сему: аще же приложат паче ран сих бити его множае, срам будет брату твоему пред тобою» (Втор. 25:3). Здесь уже имеется в виду безобразие физическое, говорится о физическом наказании, после которого из-за побоев именно внешний облик человека меняется, и он теряет свой прежний образ.
Таким образом если мы пытаемся сравнить слова «безвестный» и «безобразный» стоит понимать, что эти два слова все-таки говорят о разном. Первое обозначает нечто сокрытое от человека, а второе указывает на потерю человеком своего образа, будь то образ физический или духовный.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Максим Исаев.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»