Новый фильм Ивана Твердовского – магический реализм про принцессу-самозванку, бегущую из неблагополучного приграничного городка Никель, в снежное Королевство норгов. Из краев, где в воздухе разлит дьявольский диоксид серы, мимо скважины, ведущей в ад, в место, откуда можно вознестись до небес, белых и пушистых. Фильм завораживающий, ошарашивающий, вызывающий недоумение, а затем попытки заново решить созданный режиссером ребус, ответ в котором выглядит слишком простым и поэтому неверным или неглавным.
Вика (Лена Тронина) проводит последний день в мурманском моногороде Никель. Обстановка провинциально аутентичная: рано темнеет (скоро и полярная ночь), сумерки измазаны дымом труб ГМК «Печенганикель», в кадре местные достопримечательности, вроде паблик-арта на торцах панелек. Да еще заниженное качество звука, зритель словно подслушивает персонажей.
В прологе Вика посещает знахарку, на сеансе которой начинает орать, готовя появление названия фильма. Получает паспорт с шенгеном и празднует с подругами отъезд в приграничный норвежский Киркенес, город-побратим Никеля, куда обещал доставить экспедитор Никитос (Сергей Двойников).
Праздник проходит почти как в сказке Пушкина: три девицы под «окном в мир» (телевизор в уличной караоке-будке) мечтают о другой жизни, только не о Царстве, а о Королевстве. Так Вика называет Норвегию.
Мама против отъезда дочери. До такой степени, что Вика снова орёт. В городке есть экологическая версия таких панических атак: выбросы диоксида серы (привет короткометражке «Сера», в которой действие в Норильске, но металлург-загрязнитель тот же, и также есть элемент мрачной сказки, как и в сериале «Топи»), мама говорит о поморском проклятии (кстати, рабочее название фильма – «Кликушество»), что тоже близко к эко-варианту.
Бегство из сумрачного Никеля (кстати, если убрать выбросы и покрасить некоторые фасады, город в чем-то поинтереснее Киркенеса и больше похож именно на город) в Королевство выглядит как страшная сказка и медленно разгорающийся хоррор, начиная со сцены бегства Вики из дома. При этом дальше саспенса дело не заходит, и можно было бы обмануться относительно мрачности жанра, но музыка не дает.
Когда герои решили покричать «Дьяволу прямо в уши» в скважину Кольской Сверхглубокой (не очень понятно, кто отвинтил крышку, но это мелочи), отголоски «возвышенного хоррора» уже очевидны. И тревога с этого момента не отпускает. Крупных неприятностей не происходит, но понятно, что сделка с дьяволом наверняка приведет к драматичной развязке.
Иван Твердовский дебютировал в полном метре в 25 лет, «Класс коррекции» с сильной аллегорией про «социальный» коридор и просьбу «ходить по стеночке» вызвал одобрение на фестивалях. Всё могло пройти с годами, но не прошло. К 35 годам Твердовский ни только не опустил планку мастерства («Зоология», «Подбросы»), но и поднялся выше («Конференция», «Наводнение»), являясь еще и сценаристом. И ни разу не отошел в сторону, не отвлекался в полном метре на развлекательный «жанр» ради заработка.
«Панические атаки» – типичное произведение Твердовского. Тут и невеселая социалка, и экзистенциальный конфликт личности с особенностью. Когда-то это были каталка («Класс коррекции»), мистический хвост («Зоология»), высокий болевой порог («Подбросы»), психотравма от страха («Конференция»), немота («Наводнение»). А теперь у героини панические атаки от неустроенности и безвыходности окружающего мира.
В главной роли Лена Тронина, и выбор актрисы понятен. Ранее она стала звездой второго сезона «Триггера», показав дофаминовую эйфорию девушки с биполярочкой, а также ее упадки настроения и выход на плоскость нормальной жизни. Далее была главная роль с последствиями запоя, провалами памяти и прочими психологическими проблемами в сериале «Аврора».
Героиня «Авроры» назвалась «калифорнийской блондинкой». Вика примерно такая. Только это не блондинка с пляжа Малибу, а блондинка-хиппи, гуляющая рядом с ранчо Мэнсона, то с ромашками в руках, то с пистолетом.
Твердовский, неплохо знакомый с жизнью Никеля и окрестностей, точно показывает здешнюю невеселую социалку (тут даже говорится о грядущих в городе реформах, связанных с закрытием устаревшего медно-никелевого производства и мыслями властей о благоустройстве и туризме).
Это ни в коем случае не чернуха, хотя веселого, конечно, мало. Некоторое сгущение красок достигается не отходом от правды жизни, а художественными методами, например, навязчивым давящим пестрым паттерном на обоях, на кафельной плитке, даже порой на потолке в панельках Никеля. Этот визуальный мусор в сознании героини и зрителя конфликтует с минималистичной белизной места, которое для Вики становится зоной комфорта.
Фильм вводит в диссонанс развязкой и эпилогом, в которых можно увидеть саркастическое сравнительное позиционирование социально ориентированной Норвегии и новой России, растерявшей многие человеческие достоинства СССР.
Аллегория тут настолько на поверхности (западное дно жизни относительно обычного существования в российском городке выглядит как рай), что снимать ради этого кино глупо. Наверняка всё сложнее: аллегория изначально в измученном сознании героини, а уже потом у нас перед газами.
И тут уже интересно: можно упражнять фантазию, думая о кликушестве в формате магического реализма, рассуждать о временах и нравах, о системах социальных и личностных ценностей, которые в современном мире перепутались так, словно дело действительно не обошлось без дьявольского проклятия.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!