«Топи» стали заметным явлением. Высокие художественные достоинства многие оценили, и содержание известно. Пора определиться, что же это было. Не претендую на всеохватность, просто отмечу некоторые важные смысловые моменты.
В захолустье под Архангельском приезжают пять москвичей во главе с Денисом (Иван Янковский), который страдает от рака. У каждого свои желания. Деревня Топи их исполняет, в обмен на свободу и на некую жертву. Заправляет Топями маньяк Хозяин, замкнутый мир связан с заводом, коптящим небо и загрязняющим воду...
Новый фильм про «эту страну»
Самое грубое объяснение: действие происходит в голове писателя, где завелись говорящие опарыши. Они шепчут, как плохо в «этой стране», которая морально померла и находится в лимбе, откуда проваливается в трясину грехов. Тут каждый в душе раб, нуждается в Хозяине, сидит на крючке. И каждый за свою верность может получить награду, но такую, что имеет ценность только внутри «этой страны»... Где стабильность в безнадеге, тлен и стук поездов, никуда толком не везущих.
На этом можно записать «Топи» в пропагандистскую ахинею, от которой оппозиционную тусовку сладко «рвет на Родину». Однако так поступать, наверно, неправильно. По следующим причинам.
Во-первых, фильм не врет по фактуре. Даже в спорном эпизоде про участника чеченской кампании, на котором некоторые зрители наверняка выругались и зареклись смотреть хоть что-то от этого автора сценария.
Авторы во «вьетнамском» стиле говорят о якобы уничтоженном ауле. Так не шутят. Обыгрывать такой сюжет можно, когда речь о типичном или о всем известном исключении. Таковы законы честного и профессионального кино. Иначе треш и лживая пропаганда. Честно говоря, при просмотре и написании этого текста я и сам сомневался в праве авторов на такие высказывания. Не хватало пруфов-линков.
Но когда мне напомнили о событиях в Новых Алдах 5 февраля 2000 года, стало понятно, что воспоминания участника войны могут быть законной аллюзией, как минимум, на этот факт. Больше у меня вопросов не было. Фильм не врет, и ярлык лживой пропаганды не навесишь. Это самое главное. Второе: фильм, при его социальности и жести, не чернуха. Это просто «жанр», провинциальная готика, экохоррор, этнохоррор.
Хоррор-эксплуатация страха столичных перед провинцией – классика со времен «У холмов есть глаза» 1977 года. Тот факт, что сценарист, а также режиссер Владимир Мирзоев прикручивают к хоррор-готике аллегории про страну, картину не портит, а даже украшает. При этом элементы притчи и памфлета не задавливают ни хоррор, ни мистику, ни готику.
Приватизированные Стругацкие
История во многом опирается на «Пикник на обочине» (на котором основан «Сталкер», понятно дело) Стругацких, тут есть даже тема жертвы в обмен на здоровье. А на Сталкера больше всего похож местный полицейский. И сцена, в которой он («Иначе больше невозможно вообще. Никак ... тут дальше жить») идет на сделку с Топями, пожалуй, самая печальная и драматичная в фильме.
Почти Стругацкие, только у них Зоны были следами стоянок неких космических путников, а в «Топях» и в «Сере» Зона образуется на остатках советской модернистской промышленности. Сопоставление СССР с высокоразвитой космической цивилизацией – интересный момент.
Если автор таких метафор и не закладывал, они есть. Конечно, магия этих мест непозитивна. Но кто виноват? Может, те, кто не умеет пользоваться советским наследием? И кто эти «те»? Здесь самое спорное место, сталкивающее лбами «рыночников» и «государственников».
Либеральная песня не сложилась?
На уровне притчи возможен идейный прокол. Авторы демонизируют государство и его госкапитализм, но тут же сильно палятся.
Злодей и гендиректор комбината, загрязняющего природу и влияющего на концентрацию метафизической мути, пафосно и злорадно говорит, что контора эта государственная и неуязвимая. Здесь сюжет на радость либералам, уверенным, что при частной собственности все цветет и пахнет, а от государства только застой и тлен.
Все сложнее в контексте новых миров сценариста вокруг экологически сложных мест в глубинке. «Топи» родственны короткометражке «Сера» по рассказу сценариста, которую в сериале смотрят по телевизору. Но антигосударственная риторика сериала не совпадает с коротким метром.
«Сера» показывает самый промышленно-загрязненный город России, Норильск, выбрасывающий рекордные объемы диоксида серы. Но загрязнителем является известная частная корпорация, ставшая такой не при нынешней власти, а благодаря Ельцину, руководство которой дружит с илонами масками, инвестирует в модные стартапы, жертвует на благотворительность, занимается массой «прогрессивных» дел. И при этом производит ту самую «серу», открывающую новый портал в ад.
Получается, ответственность за одну «Зону» из «вселенной» сценарист с сарказмом, на радость либералам, возложил на государство, а со второй «Зоной» не получается, там виноваты сами либералы (правда, у нас и государство изрядно праволиберальное...). Как решать проблему, если будет третий фильм? Очевидно, что отмахнуться от противоречий не получится, ведь они на уровне сверхзадачи, значит, очень серьезные.
«Кольская сверхглубокая» – антисоветская «клюква» за счет бюджета
Самые умные и сильные авторские фильмы ужасов 21 века (часть 11)
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 6)