Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Похожий человек»: допрос – как национальный метод самопознания

Кадр из к/ф «Похожий человек».
Кадр из к/ф «Похожий человек».

Бездыханный Саша Иванов лежит под окнами панельки. У подъезда паркует «Ауди» сотрудник СКР (Семён Серзин), ведущий дело (при чем тут он, есть же прокуратура?). Сразу ясно, что это не следователь. Cкорее даже... Понятно ведь? В итоге так и будет, причем автор в финале представит то, что очевидно сразу, в качестве якобы внезапного твиста.

По ходу дела «следователь» с дотошностью и терпеливостью, свойственными разве что журналистам-биографам, но уж точно не следователям СКР, занудно опрашивает граждан, знавших усопшего.

Каждый по-разному описывает Иванова. Начальник кладбища (Максим Виторган), где Саша работал менеджером, экс-сожительница Маша (Таисия Вилкова), наблюдавшая, как Иванов годами писал роман.

Кадр из к/ф «Похожий человек».
Кадр из к/ф «Похожий человек».

Писатель на ярмарке, сообщает, что Иванов выпустил одну книжку рассказов, но успешную... Глава издательского дома (Виктория Исакова) говорит, что Саша на самом деле был автором серии детективов.

На 18-й минуте ясно, что Иванов ездил на Audi A6. Как следователь. Тут уж стопроцентно ясно, что мы в очередном экранном послесмертии. Даже картинка чбэшная, как овалы на могилах, да и атмосфера русской хтони не оставляет вариантов. К тому же ГГ регулярно раскрывает карты, не раз подъезжая к подъезду, где все так же лежит Саша.

Также по ходу действия автор навязчиво рекламируют книгу «Кто я?» Рамана Махарши, давая понять, что ведет игру в духе индуизма, который удобен для художественного возвышения всякой претенциозной чепухи.

Кадр из к/ф «Похожий человек».
Кадр из к/ф «Похожий человек».

Ясно, что на экране экзистенциальная театральная замуть. Родственная предыдущей режиссерской работе Семёна Серзина «Человек из Подольска», также по пьесе Дмитрия Данилова (вдобавок тут снова сопродюсер Наталья Мокрицкая, а главная актриса Виктория Исакова).

Два эти произведения роднятся не только названиями про маленьких людей из спальных районов новой России. Тут еще и схожие методы раскрытия героя: в «Человеке из Подольска» череда сюрреалистических допросов в отделе полиции, в новом кино опрос свидетелей.

Снова задуматься о жизни героям помогает образ силовика с вопросами (кстати, пьеса в основе нового кино называется «Свидетельские показания», но в фильме образ следователя имеет большее значение). Без помощи товарища майора как-то не выходит.

Кадр из к/ф «Похожий человек».
Кадр из к/ф «Похожий человек».

Честно говоря, этот момент в фильмах Серзина слегка тревожит, так как режиссер относится к нему без негодования, а скорее диалектически, а в «Человеке из Подольска» даже проявляет иронию в отношении маленького человека.

С другой стороны, мы не нация психоанализа и не так уж религиозны. Зато пережили несколько революций и войн, которые сделали механизм раскрытия личности на допросе частью культурного кода.

Это все, конечно, очень интересно. Только на следователя герой не похож, и его расследование достаточно формальное. Единственная интрига в разных рассказах свидетелей о нем, словно говорят о разных людях.

Кадр из к/ф «Похожий человек».
Кадр из к/ф «Похожий человек».

Это в итоге объясняется, но мало что дает, разгадка достаточно формальная, просто вот такой подход к профессии был у человека. В результате кино выглядит красиво выполненным упражнением хороших актеров, хорошего оператора Евгения Козлова. Но не больше.

Попытка со светлой печалью рассуждать о том, что вот жил человек, а вспоминают о нем люди так, словно зашел, постоял и вышел, не очень состоятельна.

Философствовать о скучности жизненного пути, бренности бытия и т.п. не очень получается, так как герой просто оказывается человеком необычной профессии со странными приоритетами.

Кадр из к/ф «Похожий человек».
Кадр из к/ф «Похожий человек».

Весь экзистенциальный детектив упирается в то, что герой в одной части жизни занят одним функционалом, а в другой иным. И это преподносится так, словно режиссер, например, поймал Пелевина за написанием дамских романов (причем, не сейчас, а где-то в нулевые годы). С таким подходом все слова героя про «бесконечную скуку» «непонятное чувство времени» можно отнести к подобному авторскому кино.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!