2,9K подписчиков

Фильм «Император» – крепкая драма взросления про инициации в среде школьников

5,4K прочитали

Это могло стать началом комикс-сериала про становление антагониста, что под влиянием среды вырос из хорошего доброго мальчика в суперзлодея, вроде Лекса Лютора. Также фильм Альфии Хабибуллиной привычная для России драма с кульминацией в виде дуэли. Которая в данном случае аллегория того, как социум переваривает выскочек.

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

Фильм – драма взросления школьника Арса (Владимир Сарапульцев). Из-за каких-то проблем он учился дома, с мамой-психотерапевтом. После потери отца и переезда из Москвы в маленький городок парень решает пойти в школу. Где его начинают всячески шпынять одноклассники.

Но и паренек непрост, не обычный тихоня и объект насмешек. Знакомясь с классом, не мямлит «здрасте», а делает доклад о себе, вызывая симпатии девушек, и добродушно называет хулигана Сашу (Данил Тябин) по кличке Неженка (позже тоже по-доброму еще сильнее задевает этого парня).

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

Арс пришел в класс не вживаться в коллектив, а полноценно жить и помогать личностно раскрываться другим. Его филантропия чисто по науке может объясняться особым развитием личности и влиянием матери-психотерапевта.

У Арса специфические увлечения. Замирает перед старым радио, ждет, когда через белый шум прозвучит ответ, что помогает не столько поймать «голоса мертвых», сколько задуматься о ценности вопроса. Терпеливо заваривает чай по-китайски. Сочиняет стихи про императора, который 30 лет не снимал с глаз повязку чтобы не видеть дисгармонию мира...

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

У парня тяга к философии, и он настойчив в обостренном стремлении к гармонии. «К концу года вы их не узнаете», – говорит Арс педагогу. А потом использует ее тетрадь с характеристиками на учеников, чтобы те почувствовали, как интересны, если смотреть со стороны.

В общем, в школе завелся претендент на место монаха. Неудивительно, что его заметил и оценил воин, лидер гопоты по кличке Резак (Александр Аверин). Но здорового дуализма и гармонии не выйдет: мир подростков слишком сильно охвачен перманентной войнушкой, чтобы думать о культурном развитии (да и времена соответствуют, 2022 год).

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

Неповоротливый инертный социум может оценить красоту игры выскочки, если у того хватит сил на обозначение своей позиции. Но рано или поздно напомнит ему о традиционных ценностях и понятиях и попытается сделать его своим. Предсказуемым и поэтому потенциально управляемым.

Этому способствует инициация. Например, дуэль. Режиссер не делает очевидных отсылок к русской литературной классике, но ее фильм все равно выглядит потомком тех историй про дуэлянтов.

Принципиальные разборки в школьных дворах под камерами смартфонов по сути являются являются дуэлями (если по правилам, не совсем уж криминал). Тем более, когда дело в женщине. Кстати, в фильме даже мотив «дело в женщине» – часть правил игры и навязывается герою (как и одна из героинь, для который сближение с потенциальным лидером – стандартная социальная роль), на самом деле причина конфликта в другом.

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

Трудно сказать, что в итоге происходит с главным героем, проходящим через школьную инициацию. С одной стороны, это кульминация драмы взросления, болезненное расставание с максималистскими грезами юности. С другой стороны, все гораздо печальнее: еще одна яркая личность влилась в толпу, пошла по пути стаи, а мир стал более серым.

22-24-летние актеры тут играют школоту. У некоторых это получается, а другие все-таки выглядят взрослее. Это единственная претензия к фильму, да и она не настойчивая. В целом все очень хорошо.

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

Живая, не по бумажке, игра актеров (может, и хорошо, что они возрастные, зато уже опытные). Интеллигентная сдержанная цветовая палитра. Редкое для отечественного кино отсутствие истерик (сразу плюс одна звездочка).

Умение автора поднимать проблему, создавать напряжение и тревогу, но при этом не подпускать кино даже к границам с чернухой. Удачный вывод школьного «романа воспитания» на уровень ярких обобщений о личности и обществе. Это отличный режиссерский дебют Альфии Хабибуллиной. И точно один из лучших российских фильмов года.

Кадр из к/ф «Император».
Кадр из к/ф «Император».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!