Найти тему
Кинокружок Курилова

Возможно, самая сильная европейская драма года – фильм «Конференция»

Автор фильма сочувствует тем, кого тяготит молчание, но и понимает тех, кому не по душе избыточный мемориальный акционизм. Кадр из к/ф «Конференция».
Автор фильма сочувствует тем, кого тяготит молчание, но и понимает тех, кому не по душе избыточный мемориальный акционизм. Кадр из к/ф «Конференция».

Фильм «Конференция» о событиях 23-26 октября 2002 года в Театральном центре на Дубровке, наверно, лучшая работа Ивана Твердовского. История про бывших заложников мощная экзистенциальная драма, заслуживающая высших мировых наград.

Бывшая заложница «Норд-Оста» Наталья (великолепна
Наталья Павленкова, постоянная актриса Твердовского) ушла в монастырь. На 17-летие теракта она приезжает в Москву, чтобы устроить на Дубровке вечер воспоминаний. Параллельно мы видим конфликт Натальи с дочерью Галей (Ксения Зуева), считающей акционизм и церковную службу матери бессмысленным занятием, и догадываемся, что развал семьи связан с гибелью сына Натальи и брата Гали в том самом театральном центре.

Между дочерью и матерью конфликт с 2002 года. Кадр из к/ф «Конференция».
Между дочерью и матерью конфликт с 2002 года. Кадр из к/ф «Конференция».

Сначала это может казаться похожим на обычные двухчасовые поминки. Но зрителя дисциплинирует знание факта: Твердовский не занимается унылыми спекуляцией и выжиманием слез, ему есть что сказать по делу.

Меня, не смотревшего трейлер, тревожило: не заставят ли сидеть в зале «Норд-Оста» до конца фильма? Многие склонные к концептуализму авторы так бы и поступили. Но режиссер и сценарист Твердовский умнее. Первый и последний акты драмы – внутри семьи главной героини, и это уже не социальная или политическая, а больше психологическая история.

Тот самый зал. Кадр из к/ф «Конференция».
Тот самый зал. Кадр из к/ф «Конференция».

Кино не про политику, войну, методы спецслужб или медиков. И не про «три дня, которые потрясли мир», как хайпа ради пишут прокатчики. Это мощнейшая экзистенциальная драма. Не столько про трагедию «Норд-Оста», сколько в целом про травмирующее воздействие таких событий. О том, как коллективная травма распадается на множество личных травм и не всегда им эквивалентна. Про избирательность памяти. Про разные пути борьбы с болью, не всегда ведущие к избавлению от нее.

Мы видим, что некоторые участники этого сеанса памяти не выдерживают и уходят, одна женщина помнит слова юной шахидки, потерявшей на войне брата, герой
Филиппа Авдеева («Кислота») с улыбкой рассказывает, что «Норд-Ост» стал для него историей взросления, столкновением с реальным миром, в котором нет Супермена.

Вечер памяти похож на захват. Кадр из к/ф «Конференция».
Вечер памяти похож на захват. Кадр из к/ф «Конференция».

Мы пытаемся разобраться со смешанными эмоциями. Зритель видит пассивность общества в сохранении памяти о «Норд-Осте». Директор центра культуры не пускает в зал бесплатно, навязывает вместо «вечера памяти» невнятную «конференцию». Черство к посетителям относится охранник театра. C усталой досадой (классно сыграл свой эпизод Александр Златопольский) к делу подключается полицейский...

На этом фоне кажется, что героиня Павленковой идет на правильный и в чем-то геройский поступок. С другой стороны, инсталляции с надутыми куклами в зале слишком патетична и даже пошловата, а блокирование посетителей в зале – одновременно жест отчаяния и радикальный акционизм, вред и пользу от которого трудно с ходу сложно соизмерить.

У каждого из сидящих в зале своя история. Кадр из к/ф «Конференция».
У каждого из сидящих в зале своя история. Кадр из к/ф «Конференция».

Это сильнее «Подбросов». Возможно, «Конференция» – лучший фильм Твердовского на данный момент. На любителя, но я вижу так. Первый его «Класс коррекции», при всех достоинствах, очень прост как соцдрама и предсказуем. «Зоология» непроста, но сильно заходит в арт, и в ней есть эстетически спорные моменты. «Конференция» же почти идеальна.

«Конференция» – одна из сильнейших драм 2020 года в России и на мировом уровне. Возможно, это лучший в мире фильм, посвященный жертвам террористов. При этом фильм непростой, из него не сделаешь плакат, эта история максимально далека от какого-либо агитпропа.

Надувные куклы на местах заложников и боевиков. Душевно или пошло? Автор фильма оставляет право на оценку зрителю. Кадр из к/ф «Конференция».
Надувные куклы на местах заложников и боевиков. Душевно или пошло? Автор фильма оставляет право на оценку зрителю. Кадр из к/ф «Конференция».

Неудивительна прохлада в соцсетях, ведь «Конференция» критически смотрит на спекулятивный акционизм, ставит под сомнение многие любимые протестными группами акции, вроде некоторых проектов памяти жертв репрессий (вспомним, например, как неловко выходит, когда акция «Последний адрес» вступает в конфликт с интересами жителей домов, на которых размещают памятные таблички).

С оппозицией у Твердовского совместный полет не организуется, да он ему, наверно, и не нужен. С государством отношения тоже вялые, трудно убеждать Минкульт в полезности печальных социальных тем. В итоге Иван Твердовский работает на собранные по миру небольшие деньги и является одним из самых умных и авторов в российском кино.

Сцена у окна в туалете в начале фильма неслучайна. Многие ее потом не вспомнят, а Твердовский не напомнит, это не голливудский автор, чтобы все разжевывать.
Сцена у окна в туалете в начале фильма неслучайна. Многие ее потом не вспомнят, а Твердовский не напомнит, это не голливудский автор, чтобы все разжевывать.

Два пути к разгадке философии, заложенной в фильме «Левиафан»
Два фильма про Брейвика: бойкот или диалог со злом?
«На пределе» и «Ритм-секция» — фильмы про месть террористам