Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Вариатор или Автомат — в ком сила, брат? Как сделать выбор между бесступенчатой трансмиссией и гидромеханическим автоматом?

В сегодняшней статье мы проведём небольшой сравнительный анализ гидроавтоматов и вариаторов, как наиболее часто встречающихся типов АКПП.

Взвесить плюсы и минусы этих трансмиссий, порассуждать об их пользе для экологии, а также понять, какой тип трансмиссий подарит Вам более яркие впечатления от вождения — задача данной публикации.

Гидромеханический автомат или бесступенчатый вариатор? АКПП против CVT.
Гидромеханический автомат или бесступенчатый вариатор? АКПП против CVT.

В процессе выбора и покупки нового автомобиля большинство автовладельцев обращают внимание на определённые факторы: тип двигателя, технические характеристики, элементы дизайна и многие другие.

Однако, тип трансмиссии автомобиля — не менее важен, и должен быть едва ли не основополагающим при принятии решения. От правильного выбора трансмиссии зависит, как будет работать Ваш автомобиль и насколько надёжным он будет в процессе эксплуатации.

Хотя некоторые автомобили всё еще выпускаются с механическими коробками передач, наиболее распространёнными типами являются автоматические или бесступенчатые трансмиссии (они же CVT, или Вариаторы).

Автоматические трансмиссии используют наборы шестерён для передачи мощности от двигателя к колёсам, в то время как вариатор использует шкивы и ремни (цепи) для создания идеального передаточного отношения.

В ремонте у мастеров ZFCENTER — гидроавтомат производства фирмы ZF, модель 9HP48.
В ремонте у мастеров ZFCENTER — гидроавтомат производства фирмы ZF, модель 9HP48.

Современные автопроизводители, такие как Honda, Toyota и Nissan (а также большинство Китайских автопроизводителей) используют в новых автомобилях как CVT-трансмиссии, так и автоматические. Именно поэтому важно знать, какая из них лучше для Вас и как Вы можете извлечь из нее пользу.

Разница между вариатором и автоматической коробкой передач.

Выбирая между автомобилем с классическим гидроавтоматом и вариатором, важно понимать, чем они отличаются. По сути, автоматическая коробка передач использует от трёх до десяти фиксированных передач для поддержания идеальных оборотов двигателя в зависимости от скорости автомобиля.

Автоматически переключая заданное количество передач, трансмиссия регулирует обороты двигателя автомобиля, чтобы обеспечивать его работу в расчётном диапазоне оборотов. Это помогает автомобилю поддерживать высокий крутящий момент и обеспечивать двигателю оптимальные условия работы, не перегружая его.

В ремонте у мастеров ZFCENTER вариатор JF016, производства фирмы Jatco.
В ремонте у мастеров ZFCENTER вариатор JF016, производства фирмы Jatco.

Автомобиль с вариатором делает то же самое, но у него нет фиксированных передач, как у обычной автоматической коробки. Вместо этого используется стальной тяговый ремень (или цепь), который перемещается радиально по паре конусных (ведущих) шкивов, жёстко связывая их с другой (ведомой) парой, создавая бесконечное количество передаточных чисел — именно поэтому вариатор называют бесступенчатой трансмиссией.

Вариатор также делает это без участия водителя, но он может гарантировать, что автомобиль всегда работает с максимальной эффективностью, поскольку между передаточными числами нет промежутков, как в случае с традиционной автоматической коробкой передач.

Как работает традиционная автоматическая коробка передач?

Обычная автоматическая коробка передач работает с помощью гидротрансформатора, который подключён к двигателю, чтобы толкать трансмиссионную жидкость, которая передаёт мощность на набор шестерён. Благодаря этому водителю не нужно выжимать сцепление, когда автомобиль останавливается или переключает передачи.

Его величество Гидротрансформатор, он же бублик, он же ГДТ. В немного разобранном состоянии.
Его величество Гидротрансформатор, он же бублик, он же ГДТ. В немного разобранном состоянии.

Трансмиссия измеряет такие параметры, как скорость автомобиля, а также число оборотов двигателя и колёс, чтобы определить, какое передаточное число необходимо использовать в каждый конкретный момент. С помощью гидравлической системы трансмиссия комбинирует шестерни в нужных сочетаниях, чтобы двигатель мог работать в оптимальном диапазоне оборотов.

Как работает вариатор?

Бесступенчатая трансмиссия работает аналогично велосипедной передаче. В трансмиссии есть две пары противоположно расположенных конусообразных шкивов, которые соединены стальным ремнём либо цепью. Шкивы одной из пар перемещаются гидравликой относительно друг друга, и ремень перемещается по шкивам от меньшего диаметра к большему и обратно, создавая идеальное передаточное отношение для каждой возможной скорости.

Один шкив соединён с двигателем, а другой — с колёсами, положение ремня определяет передаточное отношение между ними. Поскольку в трансмиссии нет заданных передаточных чисел, вариатор всегда будет иметь оптимальное передаточное отношение, что для многих автовладельцев безусловно является преимуществом.

Конусы ведущего и ведомого шкивов вариатора с приводным ремнём.
Конусы ведущего и ведомого шкивов вариатора с приводным ремнём.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач.

Плюсы

Больше ощущений/эмоций от вождения

Одним из самых больших преимуществ автоматической коробки передач является тот факт, что она обеспечивает более яркие ощущения за рулем. Поскольку Вы чувствуете, как переключаются передачи, Вы получаете гораздо бОльшую связь с автомобилем. Это особенно полезно, если Вы управляете большим внедорожником или собираетесь проехаться по бездорожью.

Когда Вы чувствуете переключения передач и знаете, на каком уровне оборотов двигателя находится Ваш автомобиль, Вы чувствуете себя гораздо увереннее за рулём. Кроме того, управление автомобилем будет намного интереснее — именно за подобные ощущения и непрерывную "обратную связь с автомобилем" множество автолюбителей предпочитают автомобили с механической коробкой переключения передач.

Более дешёвый ремонт

Ремонт трансмиссии — одна из проблем, которых автовладельцы боятся больше всего. В целом, ремонт автоматической трансмиссии — едва ли не самое дорогое "удовольствие" из видов ремонта автомобиля.

Однако если у Вас обычная автоматическая коробка передач, Вы можете рассчитывать на то, что ремонт обойдётся Вам несколько дешевле, чем если бы у Вас был вариатор (а в нынешних условиях — тем более). Это связано с тем, что шестерни легче заменить, а весь механизм намного проще.

-6

Если же у Вас CVT — Вам, возможно, придётся искать специализированный сервис по ремонту трансмиссий с техниками, не предлагающими отшкурить конусы имеющими опыт работы с этими типами автоматических трансмиссий, что может стоить немалых денег (однако, Вы всегда можете обратиться в ZFCENTER, и наши мастера помогут Вам решить проблему любого характера на любой автоматической и/или бесступенчатой трансмиссии).

Минусы

Больше выбросов в атмосферу

Когда Вы работаете с рядом фиксированных передаточных чисел в традиционных трансмиссиях, всегда будет теряться определенная эффективность. Если у Вас есть только трех-, четырех- или даже девятиступенчатая автоматическая коробка передач, Ваш двигатель может не всегда работать на оптимальных оборотах для той скорости, на которой движется автомобиль. Это увеличит количество выбросов, производимых автомобилем, и сделает его менее экологичным, чем автомобиль с вариатором.

Если Вы Грета Тунберг Вас беспокоит этот вопрос, Вам следует рассмотреть вариант с бесступенчатой трансмиссией, которая всегда будет работать на оптимальных оборотах для данных условий.

-7

Снижение эффективности использования топлива

Тот же принцип ограниченного передаточного числа также снижает топливную экономичность автомобиля. В бесступенчатых трансмиссиях передаточное число всегда будет наиболее эффективно использовать мощность двигателя в зависимости от скорости автомобиля.

В автоматической коробке передач оптимальное передаточное число может находиться где-то между передачами, установленными в трансмиссии. Кроме того, переключение между передачами всегда сопровождается работой гидротрансформатора в режиме вискомуфты, что ведёт к дополнительным потерям КПД. Это может в конечном итоге обойтись Вам ощутимо дороже в плане расходов на топливо в течение многих лет.

Плюсы и минусы бесступенчатой коробки передач.

Плюсы

Более плавная работа

Одно из качеств, которое нравится людям в автомобилях с вариатором — их плавная работа в процессе езды, очень плавная и мягкая динамика. Поскольку ремень движется по конусам шкивов непрерывно, Вы не ощущаете переключения передач так, как это происходит в классической гидромеханике. Это обеспечивает более плавную езду и ощутимый комфорт в процессе езды. Если Вы регулярно отправляетесь в поездки или преодолеваете большие расстояния, это может сделать для Вас вождение гораздо более комфортным.

-8

Более дешёвая эксплуатация

Одним из самых важных преимуществ автомобиля с вариатором является то, что он может обеспечить превосходную экономию топлива. Между передаточными числами нет разрывов потока мощности, как в автоматическом режиме, и гидромуфта не проскальзывает постоянно по маслу, а значит, вариатор всегда будет работать на оптимальных оборотах в зависимости от условий движения. Это обеспечит Вам оптимальную экономию топлива и облегчит нагрузку на Ваш двигатель.

Минусы

Дорогостоящий ремонт

В современных экономических условиях Вы можете столкнуться с достаточно дорогостоящим ремонтом вариаторов (хотя, стоит признать, что сие утверждение относится в принципе ко всем типам трансмиссий, равно как и разновидностям их ремонта). Устройство бесступенчатых трансмиссий, несмотря на простоту в процессе использования и работы, является весьма непростым и требует определённого подхода в процессе ремонта.

-9

Шум

Одна из самых распространенных жалоб на вариаторы — это шум, который они издают, особенно на высокой скорости. Из-за системы "ремень-шкив" вариаторы издают постоянный гул, который может раздражать при длительной езде. Вот почему так важно провести полный тест-драйв любого автомобиля, который Вы собираетесь приобрести в автосалоне. Кроме того, почитайте отзывы людей, которые владели таким автомобилем в прошлом, чтобы понять, является ли гул проблемой.

АКПП vs. Вариатор. В ком сила, брат?

Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок нашей сегодняшней статьи, необходимо понимание того, какой режим вождения Вы предпочитаете и каковы Ваши требования к управлению автомобилем.

Если, например, для Вас важна экономия топлива, или же в наше непростое время Вы спасаете китов Аляски успеваете заботиться об экологии и хотите уменьшить количество выбросов, то вариатор будет лучшим выбором, потому что он обеспечит наилучшую топливную экономичность.

Если же Вы хотите получить более захватывающие ощущения от вождения, то Вам больше подойдёт автоматическая коробка передач, поскольку она обеспечивает увлекательное, связанное ощущение, которое нравится многим людям.

-10

Выбирая между вариатором и гидроавтоматом, Вы должны подумать о совокупной стоимости владения автомобилем. Хотя вариатор обеспечивает лучший расход бензина, его ремонт в случае возникновения проблем может обойтись дороже. Если же Вы тщательно ухаживаете за своим автомобилем, это может и не стать проблемой, но никогда не знаешь, когда могут возникнуть неполадки с трансмиссией, связанные с условиями эксплуатации, а любая неисправность может серьёзно ударить по Вашему кошельку.

А если Вы всё же хотите для себя выяснить, в ком же сила и какая трансмиссия наиболее эффективна с точки зрения цен/эксплуатации/удовольствия от езды — предлагаем делиться Вашим мнением в комментариях. Нам очень важны Ваши отзывы и интересы в целях дальнейших рассуждений об устройстве автоматических трансмиссий. Особенно интересно мнение владельцев вариаторов, почти не приезжающих в ремонт (Subaru, Toyota, Audi).

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/