Сегодня попробуем поразбираться как функционирует современная российская промышленность.
Стартуем с автомобилестроения как наиболее характерной отрасли.
Итак, что имеем в контуре родного отечества:
- несколько автомобилестроительных заводов с условно полным циклом изготовления автомобиля (АвтоВАЗ, УАЗ);
- ряд автомобилесборочных производств, завязанных на тесную кооперацию с зарубежными производителями автомобилей;
- горячее желание получить линейку отечественных марок автомобилей.
Начнем с автомобилесборочных производств. Тут все просто, ранее на этих производствах собирались автомобили одних брендов/производителей, сейчас, с уходом западного мира из России, будут собираться автомобили, изготавливаемые в Китае. При этом степень локализации изготовления всегда будет регулироваться экономической эффективностью главного (базового) изготовителя. А уж под какой маркой они будут изготавливаться, это вопрос второй и совершенно в нашем разговоре не важный.
Кстати, прямым подтверждением полной зависимости таких производств является продолжающийся их простой в связи с отсутствием импортной комплектации.
Теперь именно об отечественных производителях. С ними интересней. Как я писал ранее любой производитель находится в вилке «цена-качество-востребованность рынком», а в автомобилестроении это просто определяющий фактор. И в подобных условиях принятия решений конструкция автомобиля постепенно обогащается импортными узлами и деталями. Если нет задачи создать автаркию, то этот процесс естественен. В конечном счете не может промышленность одной страны конкурировать по всем направлениям с мировой промышленностью.
Хорошо, а как же декларируемый технологический суверенитет? Он возможен. Просто реализуемые конструкторско-технологические решения (качество) будут отставать от мировых, либо при должном уровне качества цена будет выше мировых аналогов. Ну не может конкурировать отечественный рынок размером 140 млн. человек с мировым рынком лучших и средних автомобилей от миллиарда человек и больше.
Получается замкнутый круг? Полностью отечественное неконкурентоспособно импорту, а импорт не дает развиваться отечественному?
Я не хочу сгущать краски.
Первое, все-таки автомобилестроение это одна из наиболее подверженных конкуренции отраслей отечественного машиностроения, отрасли тяжелого, энергетического, авиастроения и другие имеют бо’льшую устойчивость к импорту в силу своего положения.
Второе, создание полностью независимых от мировой кооперации отраслей это все-таки тема оружия и критических технологий (атомная, космическая промышленность). В остальных отраслях кооперация допустима в определенных пределах.
Ну и третье, это вопрос приоритетов. В конечном счете даже в таком небольшом государстве как Нидерланды можно развить технологии мирового значения.
Сегодняшний пост так сказать для затравки. О «правильной» конфигурации отечественной промышленности поговорим в следующих постах. Но перед этим затронем немного слонов, точнее белых слонов. В общем ждите с нетерпением.
/Мой Тг: https://t.me/kg_kharitonov/