Найти тему
BAIC RUSSIA

ШИПЫ ИЛИ «ЛИПУЧКА»? ХВАТИТ ЭТИХ СПОРОВ!

Оглавление

Пожалуй, самые банальные баталии на тему резины разгораются в вопросе: во что же обуть авто на зиму. Одни твердят, что в городе шип не нужен, а фрикционные шины обеспечивают большую тишину и комфорт. Другим важно сцепление и проходимость. Всё ли это, на что стоит обратить внимание, при выборе зимней резины? Давайте разбираться!

1. Как работает зимняя шина?

Ключевых отличий между зимними и летними покрышками два: состав резины и форма протектора. С химическим составом всё понятно: на холоде резина твердеет и становится похожей на пластмассу, поэтому в составе зимних шин больше натуральных и синтетических каучуков, из-за чего сам полимер становится более мягким и гибким, а, значит, резина дольше сохраняет эластичность при минусовых температурах.

-2

С протектором всё несколько сложнее. Фрикционные шины работают на скользких и неустойчивых поверхностях за счёт деформации выступающих частей рисунка: вы наверняка видели, что крупные блоки резины на зимней покрышке разделены тонкими прорезями — ламелями. Давление автомобиля на грунт при разгоне или торможении заставляет резину сжиматься, образуя на месте этих ламелей своеобразные «ступеньки» с острыми краями, которые и обеспечивают зацеп. Поэтому термин «липучка» не совсем верен — шина ни к чему не липнет, а совсем даже наоборот.

Из отличий по химическому составу и рисунку вытекают два вполне очевидных факта. Во-первых, зимняя резина не пригодна для регулярной эксплуатации летом, так как становится слишком мягкой, «плывёт» и быстро стирается об асфальт в жару. А во-вторых, износ самой покрышки считается не столько по глубине оставшегося протектора, сколько по степени сохранности краёв ламелей: если выступающие части «закруглились» от агрессивной езды — они перестают работать, и шина уже не обеспечивает тех сцепных свойств, что заложены в неё с завода, даже если высота протектора в пределах нормы.

2. Эволюция зимней резины

За время развития автомобильной индустрии покрышки сильно изменились: если сравнить шины из 80-х и 90-х годов с современными, то вы увидите, как сильно выросло количество и качество шипов. Сегодня для разработки шин применяются методы компьютерного моделирования, а сам шип производится многослойным, сложной формы и с развитой «чашкой», которая обеспечивает крепкую посадку металлической болванки в резину. Это позволяет снизить уровень шума, продлить срок службы шипа и сделать его менее вредным для асфальтовых дорог.

При этом если вы откроете любые независимые тесты шин на полигоне десяти- или даже пятнадцатилетней давности и сравните со свежими, вы увидите, что шипованные шины за это время практически сравнялись по показателям работы на сухом асфальте с фрикционными, а разница в работе на льду и снегу сохранилась примерно неизменной: шип по-прежнему побеждает.

Занятный факт: в экстремальные морозы (при температуре ниже -50) при торможении на чистом льду на автомобиле без системы ABS фрикционные шины могут показывать результат лучше, чем шипованные. Дело в температурах: при таком холоде лёд становится прочнее асфальта, и на лёгких автомобилях шипованной шине просто не хватает массы авто для прокола тонкого и твёрдого слоя льда.

4. География эксплуатации: север против юга

В зависимости от особенностей климата наилучшие результаты будет обеспечивать подходящий тип резины. К примеру, в Санкт-Петербурге погодные условия сильно отличаются от Красноярска или Якутии, а жителям Сочи и Крыма даже подумать страшно о таких непривычных условиях жизни, не то что ездить по такой погоде.

В южных регионах мало кто интересуется шипованными шинами и редко выпадает месячная норма снега за 3-4 дня. Поэтому там часто в ходу так называемая «всесезонка» — промежуточный вариант между зимней и летней резиной. Он обеспечивает устойчивый зацеп резины в околонулевой температуре, хорошо отводит воду или небольшое количество снега из пятна контакта колеса с дорогой и легко переносит температуры воздуха до +20-25 градусов по цельсию, какие случаются весной, во время оттепелей. Но у такой резины практически нет тонких ламелей, обеспечивающих сцепление покрышки с дорогой в условиях обледенения.

В регионах с умеренным климатом и мягкими зимами покрышки уже имеют ламели и глубокий проектор, но часто лишена боковых грунтозацепов и используются более мягкие сорта резины для работы в широком диапазоне температур по сравнению со всесезонкой. В России таких мест — кот наплакал, поэтому «евролипучку» предпочитают жители южных регионов, периодически выезжающих на автомобиле в соседние области.

Скандинавский тип нешипованных шин — самый «северный» по эксплуатационным характеристикам: не любит тёплую погоду, обеспечивает наилучшие показатели при езде по снегу и грунтовке и, по сути, напоминает шины внедорожников, адаптированные к эксплуатации на простых легковых автомобилях. Именно он хорошо подходит для большинства территорий РФ, если вы выбираете нешипованный вариант.

-3

5. Что выбрать?

Если вы живёте в средней полосе РФ или на севере, и вы по-прежнему сомневаетесь в выборе резины — берите шипы. Единственный реальный недостаток шипованной шины — чуть больший тормозной путь при экстренном торможении на сухом асфальте легко компенсируется всеми остальными достоинствами в виде более понятной и предсказуемой работы в сложных и смешанных условиях эксплуатации. А шум — это мелочи, безопасность на первом месте.

Голый и сухой асфальт зимой — не такая уж и частая история на дорогах: обычно ему сопутствует хорошая видимость и чистый горизонт. То есть непредвиденных ситуаций в таких условиях гораздо меньше, а в плохую погоду шипованная резина может спасти ситуацию. Такой же совет можно дать и новичкам за рулём. Если это ваша первая зимняя шина — выбирайте шипы, они прощают больше ошибок и выручают там, где будет недостаточно опыта по езде в сложных условиях.

BAIC U5 Plus
BAIC U5 Plus

6. Не экономьте на резине

Единственное, что держит автомобиль на заданной траектории — четыре пятна контакта колёс с дорогой. Не нужно думать, что хорошая резина нужна только мощным спортивным авто. При движении в условиях низкого сцепления колёс с дорогой, способность резины правильно деформироваться и «цепляться» за неровности поверхности — именно то, что обеспечивает безопасность и предсказуемость поведения вашего кроссовера BAIC или седана BAIC U5 Plus.