АО "Московский автомобильный завод "Москвич", которое унаследовало мощности бывшего завода Renault, по итогам 2023 года получило чистый убыток в размере 8,6 млрд рублей, что в 3,6 раза больше, чем по итогам 2022 года - это следует из опубликованной отчетности компании.
Вот ключевые финансовые показатели. Выручка предприятия выросла на 38,9%, до 59,2 млрд руб., а себестоимость продаж выросла сильнее - на 59,2%, до 57,5 млрд руб. Валовая прибыль составила более 1,6 млрд руб., упав на 74,6%.
Долги компании за прошлый год увеличились в 2,5 раза, до 42,6 млрд руб. Долгосрочные обязательства выросли вдвое, почти до 7 млрд руб., в частности, за счет роста на 5 млрд руб. показателя долгосрочных заемных средств. Краткосрочные обязательства возросли в 2,6 раза, до 35,6 млрд руб. За год компания привлекла почти 19,4 млрд руб. краткосрочных заемных средств и увеличила кредиторскую задолженность почти на четверть, до 24 млрд руб.
Все это указывает на то, что финансовое положение "Москвича" в 2023 году заметно ухудшилось, в сравнении с 2022 годом. Ну и компания продолжает оставаться глубоко убыточной, лишь усугубляя свои убытки, несмотря на некоторый рост производства.
По данным "Автостата", за 2023 год "Москвич" произвел около 19 тыс. автомобилей, из которых реализованы были только 15,3 тыс.
На что я хочу обратить внимание. Когда я опубликовал статью об убытках сети "Вкусно и точка" в 2022 году,
на меня набросились в комментариях с утверждением о том, что "убытки в первый год - это нормально, так как были большие затраты на приобретение и переоборудование".
Эта позиция абсолютно неверная и говорит о том, что человек ничего не понимает в бухучете. Дело в том, что капитальные затраты (например, на покупку активов компании, на переоборудование и т.д.) не относятся на расходы и никак не могут влиять на финансовый результат. О чем я потом даже опубликовал отдельные разъяснения:
И вот, ситуация с "Москвичом" наглядно это доказывает: в первый год, когда компания почти не работала и понесла большие капитальные затраты, убыток оказался в 3,6 раза меньше, чем в 2023 году, когда завод уже полноценно работал.
Убыточность никак не связана с капзатратами, с ними связана окупаемость. А финансовый результат зависит от бизнес-модели компании и востребованности ее продукции.
Гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин, который сейчас управляет автозаводом "Москвич", сообщил, что только для достижения точки безубыточности завод должен производить и продавать 40 тысяч автомобилей в год.
Напомню, что произвел в 2023 году он 19 тысяч, а продал 15,3. План производства, который составлял 50 тысяч авто, был провален более чем в 2,5 раза.
Также гендиректор завода сообщил, что план выпуска на 2024 год снижен до 30-35 тысяч авто, то есть и в 2024 завод будет планово-убыточным.
И это при том, что еще 3 месяца назад в 2024 году планировали произвести 50 тысяч авто, несмотря на то, что уже было явно понятно, что аналогичный план на 2023 год провален.
Почему "Москвичи" оказались столь невостребованы и загоняют своих производителей в убытки?
Основная проблема в том же, в чем и основная возможность производить их в принципе - в экспансии китайского автопрома на российский рынок. Китайцы поставляли в Россию не только узлы для сборки "Москвичей", но и гораздо активнее поставляли готовые автомобили. Их было поставлено около 800 тысяч штук, тогда как "Москвичей" было произведено менее 20 тысяч.
И для покупателей выгоднее оказалась покупка готовых авто, собранных в Китае, чем собранных в России. Несмотря на то, что и те, и другие, реализовывались по завышенным ценам.
С технической точки зрения у российских автолюбителей к "Москвичу" тоже много претензий: в конкуренции с автомобилями западных и японских марок он сильно проигрывает.
В частности, покупатели жалуются на подвеску, резину, мультимедийную систему, сенсорный климат-контроль.
А самое большое разочарование от "Москвича" — это стоимость его обслуживания:
На пробеге 3 тысячи км нужно обязательно заменить масло, поскольку на заводе заливают обкаточное полусинтетическое масло, и с ним ездить нельзя. Стоит эта забава 6 тысяч рублей. Следующее ТО проходят в 10 тысяч км. Оно дороже в два раза. Каждый следующий раз дороже предыдущего: ТО-2 стоит 14 тысяч, ТО-3 — 19 тысяч, а на 60 тысячах владелец выложит 30 тысяч рублей. В отличие от западных машин и «японок», ТО надо обязательно проходить каждые 10 тысяч км.
А вот завод Renault, работающий ранее на этом же месте, показывал на порядок лучшие результаты.
В 2021 году группа Renault в России получила выручку 2,85 млрд евро и чистую прибыль 166 млн евро. При этом выручка АвтоВАЗа выросла более чем на 10% за счет вклада Renault.
В рублях чистая прибыль завода в 2021 году составила 13,9 млрд рублей по курсу 84 рубля за евро на конец года.
За 2021 год АвтоВАЗ выпустил и продал более 350 тысяч автомобилей, из которых на долю Lada пришлось только около 21%.
Так что "импортозаместить" французскую Renault китайскими "Москвичами" пока абсолютно не получается. Как только ни старались...
И старт продаж повторно объявляли:
И цену повышали, когда она и так отпугивала покупателей:
Но завод только скатывался во все большие убытки.
А вот продажи и финансовые результаты самой Renault после ухода из России не упали, а выросли.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.