Манипуляции откуда они берутся? Как противостоять манипуляторам? Просьба и благодарность – сила или слабость?
19 февраля 202419 фев 2024
1
22 марта 2023 года мы: Анна Кутко (эксперт в сфере управления персоналом) и Юлия Власенко (психолог, бизнес-тренер, гештальт терапевт) рассуждали в прямом эфире о манипуляциях.
Манипуляции руководителя: ваши ответные действия.
Основные тезисы записали в этом конспекте.
Что такое манипуляция?
Это получение результата от других людей не через прямое сообщение.
Например, в семье мама говорит такую фразу: «Чаю бы». При этом обращается не к дочери, а куда-то в пустоту. Данные слова могут вызывать: раздражение, злость, вину, стыд - это признаки манипуляции.
Манипуляции могут быть осознанными и неосознанными. Достаточно часто они автоматические, потому что человек так привык, он вырос в такой среде, где так общались.
Почему люди используют манипуляции?
Во-первых, они помогают отрицать потребность в других людях. Скажешь в пустоту «Чаю бы» и вдруг случится, кто-то сам догадается и сделает.
В противном случае, важно просить другого человека, а для этого нужна энергия и смелость. А еще страшно, вдруг откажут, и будет больно.
И это как раз вторая причина, почему люди используют манипуляции. Манипуляция позволяет избежать отвержения.
В-третьих, человек, благодаря манипуляции, избегает видимости. Попросил в пустоту и не сильно заметно, что я нуждаюсь в других.
Манипуляции часто бывают неосознанными, именно это понимание может принести облегчение. У руководителя нет других стратегий, как взаимодействовать с подчиненными, остается только привычный способ - использовать непрямые коммуникации. Это не направлено против конкретного человека, просто навыка прямой обращения нет.
Фразы-манипуляторы
«В отделе маркетинга все задерживаются» - фраза, брошенная на отчетном совещании руководителем, вызывает двойственные чувства.
«Отдел маркетинга молодцы, что задерживаются» или «Отдел маркетинга плохо работают, поэтому задерживаются». И в этом месте у сотрудника растерянность, потому что непонятно как поступать.
«Как вам не стыдно опаздывать на работу!».
«Я бы себе такого не позволил!», «А конкурентов продажи выше», «В нашей компании многие отделы работают по выходным».
Когда люди слышат подобные высказывания, то каждый додумывает в силу своего воспитания, жизненного и профессионального опыта.
Что делать с манипуляциями?
1.Отслеживать свое состояние. Развивать чувствительность /эмоциональный интеллект. Понимать, что чувствуете, на какие слова и как реагируете. В этом помогает личная и групповая психотерапия.
2.Задавать прямой вопрос.
Например: «Иван Петрович всегда задерживается» (манипуляция). Правильно я понимаю, что вы хотите, чтобы я задерживался каждый день на работе? (прямой вопрос). Часто прямой вопрос может вводить в ступор руководителя и заставлять его задуматься о сказанном.
«Конкуренты лучше продают» (манипуляция). Правильно я понимаю, что мы тоже можем использовать миллион на рекламу, как наши конкуренты? (прямой вопрос).
«Я всегда с такими задачами справлялся быстрее» (манипуляция). Скажите, пожалуйста, вам не подходит моя скорость выполнения задания?» (прямой вопрос).
Возможно, за этими фразами может быть недовольство руководителя, вопрос помогает дифференцировать ему собственные переживания и мысли, что именно в работе не устраивает, что конкретно хочется донести подчиненному.
Иногда вопрос в моменте неуместен, а важно «выждать» удобное время, когда руководитель «остынет» и спросить: «Я хотела бы уточнить, вы действительно считаете, что программа оценки отдела продаж не очень эффективна?» И тогда вы можете услышать: «Да что вы! Вы все делаете правильно, просто я погорячился».
Точно прямая коммуникация снижает тревогу, но и требует смелости и риска: подойти, задать вопрос, услышать ответ, столкнуться с отказом или недовольством.
3.«Я-высказывания». Три шага: факт, переживание/чувства, образ желаемого будущего. Например, «Когда я слышу эти слова (факт), я теряюсь (чувства), можете мне пояснить, что вы имели ввиду (образ желаемого будущего). «Я - высказывания» помогают выстроить прямую коммуникацию и не развивать конфликт.
Для человека, который использует манипуляции, прямой контакт может вызывать фрустрацию.
Самая частая манипуляция – это уход в болезнь.
Когда сотрудники часто уходят на больничный, это может быть сигналом, что в компании невозможно напрямую «достучаться», единственный способ позаботиться о себе, получить внимание – это заболеть. В нашей практики мы увидели зависимость между типом руководством в компании и частотой заболеваемости сотрудников.
Задача компании обучать руководителей прямым способам коммуникации - это помогает созданию здорового психологического климата в коллективе и эффективной работе.
Подведем итоги:
Манипуляция – это отсутствие прямого контакта.
Основная цель - избегание отвержения.
Способы профилактики – прямая коммуникация и повышение чувствительности (личная терапия).
Чтобы не стать манипулятором важно научиться просить и благодарить.
Если вы вдруг сделали все вышеперечисленное, но понимаете, что компания «не ваша», ценности расходятся, и вы решили уходить, то мы сможем помочь на пути к новой работе: создать «продающее» резюме, выявить ваши мотивы и интересы, подготовить к личной встрече.
22 марта 2023 года мы: Анна Кутко (эксперт в сфере управления персоналом) и Юлия Власенко (психолог, бизнес-тренер, гештальт терапевт) рассуждали в прямом эфире о манипуляциях.
Манипуляции руководителя: ваши ответные действия.
Основные тезисы записали в этом конспекте.
Что такое манипуляция?
Это получение результата от других людей не через прямое сообщение.
Например, в семье мама говорит такую фразу: «Чаю бы». При этом обращается не к дочери, а куда-то в пустоту. Данные слова могут вызывать: раздражение, злость, вину, стыд - это признаки манипуляции.
Манипуляции могут быть осознанными и неосознанными. Достаточно часто они автоматические, потому что человек так привык, он вырос в такой среде, где так общались.
Почему люди используют манипуляции?
Во-первых, они помогают отрицать потребность в других людях. Скажешь в пустоту «Чаю бы» и вдруг случится, кто-то сам догадается и сделает.
В противном случае, важно просить другого человека, а для этого нужна энергия и смелость. А еще страшно, вдруг откажут, и будет больно.
И это как раз вторая причина, почему люди используют манипуляции. Манипуляция позволяет избежать отвержения.
В-третьих, человек, благодаря манипуляции, избегает видимости. Попросил в пустоту и не сильно заметно, что я нуждаюсь в других.
Манипуляции часто бывают неосознанными, именно это понимание может принести облегчение. У руководителя нет других стратегий, как взаимодействовать с подчиненными, остается только привычный способ - использовать непрямые коммуникации. Это не направлено против конкретного человека, просто навыка прямой обращения нет.
Фразы-манипуляторы
«В отделе маркетинга все задерживаются» - фраза, брошенная на отчетном совещании руководителем, вызывает двойственные чувства.
«Отдел маркетинга молодцы, что задерживаются» или «Отдел маркетинга плохо работают, поэтому задерживаются». И в этом месте у сотрудника растерянность, потому что непонятно как поступать.
«Как вам не стыдно опаздывать на работу!».
«Я бы себе такого не позволил!», «А конкурентов продажи выше», «В нашей компании многие отделы работают по выходным».
Когда люди слышат подобные высказывания, то каждый додумывает в силу своего воспитания, жизненного и профессионального опыта.
Что делать с манипуляциями?
1.Отслеживать свое состояние. Развивать чувствительность /эмоциональный интеллект. Понимать, что чувствуете, на какие слова и как реагируете. В этом помогает личная и групповая психотерапия.
2.Задавать прямой вопрос.
Например: «Иван Петрович всегда задерживается» (манипуляция). Правильно я понимаю, что вы хотите, чтобы я задерживался каждый день на работе? (прямой вопрос). Часто прямой вопрос может вводить в ступор руководителя и заставлять его задуматься о сказанном.
«Конкуренты лучше продают» (манипуляция). Правильно я понимаю, что мы тоже можем использовать миллион на рекламу, как наши конкуренты? (прямой вопрос).
«Я всегда с такими задачами справлялся быстрее» (манипуляция). Скажите, пожалуйста, вам не подходит моя скорость выполнения задания?» (прямой вопрос).
Возможно, за этими фразами может быть недовольство руководителя, вопрос помогает дифференцировать ему собственные переживания и мысли, что именно в работе не устраивает, что конкретно хочется донести подчиненному.
Иногда вопрос в моменте неуместен, а важно «выждать» удобное время, когда руководитель «остынет» и спросить: «Я хотела бы уточнить, вы действительно считаете, что программа оценки отдела продаж не очень эффективна?» И тогда вы можете услышать: «Да что вы! Вы все делаете правильно, просто я погорячился».
Точно прямая коммуникация снижает тревогу, но и требует смелости и риска: подойти, задать вопрос, услышать ответ, столкнуться с отказом или недовольством.
3.«Я-высказывания». Три шага: факт, переживание/чувства, образ желаемого будущего. Например, «Когда я слышу эти слова (факт), я теряюсь (чувства), можете мне пояснить, что вы имели ввиду (образ желаемого будущего). «Я - высказывания» помогают выстроить прямую коммуникацию и не развивать конфликт.
Для человека, который использует манипуляции, прямой контакт может вызывать фрустрацию.
Самая частая манипуляция – это уход в болезнь.
Когда сотрудники часто уходят на больничный, это может быть сигналом, что в компании невозможно напрямую «достучаться», единственный способ позаботиться о себе, получить внимание – это заболеть. В нашей практики мы увидели зависимость между типом руководством в компании и частотой заболеваемости сотрудников.
Задача компании обучать руководителей прямым способам коммуникации - это помогает созданию здорового психологического климата в коллективе и эффективной работе.
Подведем итоги:
Манипуляция – это отсутствие прямого контакта.
Основная цель - избегание отвержения.
Способы профилактики – прямая коммуникация и повышение чувствительности (личная терапия).
Чтобы не стать манипулятором важно научиться просить и благодарить.
Если вы вдруг сделали все вышеперечисленное, но понимаете, что компания «не ваша», ценности расходятся, и вы решили уходить, то мы сможем помочь на пути к новой работе: создать «продающее» резюме, выявить ваши мотивы и интересы, подготовить к личной встрече.