Найти тему
93,4K подписчиков

Кого плодят нарциссы (продолжение). "Сладкая женщина"

2,6K прочитали
Образ нарциссической личности тщательно выписан в кинофильме советской поры "Сладкая женщина" (1976 г.

Образ нарциссической личности тщательно выписан в кинофильме советской поры "Сладкая женщина" (1976 г.), где главные роли бесподобно сыграли Наталья Гундарева (Нюра, Анюта или Анна Александровна Доброхотова), Олег Янковский (Тихон Дмитриевич), Римма Маркова (мать Нюры).

В основу сценария легла одноименная повесть Ирины Велембовской.

Сюжет картины несложен. А смысл ее, как и характер главной героини, работницы кондитерской фабрики Анны Александровны Доброхотовой (фамилия, как видим, намекает на свойства героини: "желающая добра", только ведь желать можно другим, а можно себе) раскрывается уже в экспозиции фильма (то бишь в первом эпизоде).

Анна Александровна, наделенная от природы замечательной внешностью, а позднее - не менее прекрасно (по советским меркам) "упакованная" в предметы одежды, доставаемые "из-под прилавка и по знакомству", едет из города в деревню на сороковины своей недавно умершей и растившей ее в одиночку матери. К Анне подсаживается другой городской житель и любитель грибных походов по имени Тихон Дмитриевич.

Нюра начинает заигрывать с попутчиком, чтобы избавиться от явно надоевшего ей одиночества. Тихон же Дмитриевич, заинтересовавшись Анной, и будучи человеком проницательным, начинает, сам не желая того, играть роль стихийного психотерапевта своей новой знакомой, обнажающего ее слабые места. По ходу кинокартины разворачивается и рассказ про судьбу Доброхотовой. Судьбу, которую сотворил ее характер.

А характер этот прежде всего обозначает внутренняя пустота, которую героиня стремится заполнить всеми доступными и социально-одобряемыми способами. Сами же эти способы вращаются в ее сознании вокруг материальных благ.

Анна откровенно и прямо озвучивает свои желания, а если врет, то лишь для самозащиты… Но почему-то ее поведение вызывает у зрителя чувство стыда.

Не окончив и восьми классов средней школы в родном селе, и не желая продолжать образование ("ВУЗ", по ее мнению расшифровывается как "удачно выйти замуж"), сразу по достижении совершеннолетия начинает трудиться на кондитерской фабрике, где можно вдоволь поесть и зефира, и повидла. (Сладкое (шоколад, зефир, конфеты, варенье) - символ замещения недополученной любви, прежде всего материнской, равно как и намек на энергетический голод героини).

Главным мотивом всех поступков Анны является материальная обеспеченность, ради которой Анна готова горы свернуть. И на конвейере, и беря дополнительные обязанности по линии профкома. (Авторы фильмы ни в чем здесь не погрешили против психологической правды. "Нарциссы" часто действительно являются усердными работниками на любой должности). Но главной, заветной, целью Анны является хорошо обставленная отдельная квартира. Этой-то цели она последовательно и добивается любыми средствами, дважды прибегая к социально-одобряемой стратегии под названием "выгодный брак".

Занимается Анна Александровна и, как теперь говорят, "благотворительностью", - в советские времена таковой была неоплачиваемая общественная деятельность по линии профсоюзного комитета или по партийной линии.

Доброхотова, как рядовой член профкома, а затем заведующая санаторным отделом профкома, взялась навещать больных, инвалидов и пенсионеров, - убрать, принести из магазина продукты, погладить белье. Но делает это она не из сострадания, и не по совести, а с целью получить какие-то выгоды (путевки на отдых в санаторий для себя, в пионерский лагерь - для сына). А одновременно - нарастить свой престиж в глазах сотрудников, конвертируя наигранную добросердечность в благодарность и уважение (замена любви) коллег.

Анюта дважды была замужем, первый раз, как говорят, "по залету", за молодым человеком из интеллигентной среды врачей, - от него она и родила мальчика. Второй раз, - позднее, в возрасте за тридцать, за бывшим фронтовиком и инвалидом войны, порядочным и тактичным человеком по имени Николай Егорович. (Его она описывает своим подругам так: "Человек чуткий, с медалями".)

Ни первый, ни второй муж не смогли вовремя раскусить Анюту, распознать ее потребительское отношение к людям и нескрываемое ею бездушие, и только третий герой, рабочий-строитель и попутчик из начального эпизода фильма, Тихон Дмитриевич, увидел главные черты ее характера до того, как попасть в ее сети.

Судьба собственного сына абсолютно не волнует Анну. Так, она с удовольствием старается "спихнуть" его то на руки своей пожилой и уставшей от трудов матери, то в пионерский лагерь. Причем она, не стесняясь в выражениях, и не опасаясь задеть чувства окружающих, прежде всего - чувства своего второго супруга, выросшего сиротой, прямо говорит об этом. Как тонко подметил Николай Егорыч, Анна - "кукушка-мать" и "мачеха чертова" по сути своей.

Таким образом, как и брак, сын ей нужен в качестве инструмента получения жизненных благ от государства, сначала - комнаты в общежитии, куда она стремится уйти из семьи первого мужа, чтобы, как она говорит, "не гнуть спину на интеллигентов", а второй раз - отдельной квартиры, куда она стремится перетащить вместе с собой второго мужа.

Мать Анны, мудрая деревенская женщина (актриса Римма Маркова) воспитывала дочь в одиночку, и воспитала неправильно. Что и неудивительно: в нашей стране знания об устройстве Человека и правилах воспитания не передаются широким слоям населения. В итоге ее дочь выросла неблагодарной и эгоистичной по отношению к ней же. В одном из эпизодов фильма мать жалуется на свое здоровье, а Анна безмятежно и сладко потягивается на перине, разложенной под горячим летним солнышком для просушки, не обращая на слова матери никакого внимания.

В конце фильма главная героиня остается в одиночестве. Это и становится для нее личной трагедией.

Режиссер фильма не погрешила против жизненной и психологической правды ни в чем, поэтому фильм получил (и продолжает получать) высокие оценки зрителей. Ну, а для нас с вами, дорогой читатель, диалоги героев, показанные поведенческие паттерны могут послужить энциклопедией по теме "нарциссический характер".

Поэтому предлагаю вам, читатель, взять лупу психоаналитика или, если угодно, микроскоп, чтобы повнимательнее разглядеть и обозначить маркеры, указывающие на патологию личности главной героини, поместив в фокус наблюдения для начала только один аспект ее личности - защитные механизмы.

Прежде, чем продолжать практику синемалогии, ознакомимся с моделью личности по Фрейду и вспомним, что такое защитные механизмы, как они функционируют в психике.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование:

  • низший слой ("Оно"), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»,
  • средний слой (Я, "Эго"), - это осознавамая энергия, выражающаяся в способностях и навыках индивида,
  • и верхний слой ("Сверх-Я") – нормы общества, морали, воспринятые человеком в ходе воспитания.

У невротика (человека с недоразвитым «Эго» и неинтегрирвоанной личностью наиболее сильные слои – "Оно" и "Сверх-Я"). Энергия этих инстанций с обеих сторон «атакует» инстанцию «Эго», порождая непродуктивный тип поведения. Поскольку в этом случае "Я" недостаточно сильно, чтобы осознанно управлять своими "Оно" и "Сверх-Оно", отдавая им дань, но не передавая все полномочия.

Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов "Оно" одним из способов:

  1. блокированием выражения импульсов в поведении,
  2. искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась.

Переходим к вопросу о защитных механизмах личности.

Все защитные механизмы - это, как упоминалось, есть способы реагирования индивида на ситуацию возможного или действительного неуспеха в деятельности или угрозы самооценке ("потере лица").

Защиты обладают двумя общими характеристиками:

  1. они действуют на уровне бессознательного и поэтому являются средствами самообмана,
  2. они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы уменьшить тревогу и поддержать хрупкое восприятие себя.

Обычно несколько защитных механизмов действуют в личности совместно.

(Наличие механизмов защиты препятствует не только глубокому общению с травмированной личностью, но и ограничивает обращение этой личности к психотерапевту. Теперь вы понимаете, почему так мало невротиков идут за исцелением. К сожалению, никакое просвещение в этом направлении не помогает или помогает мало.)

Вытеснение. Работает как забывание, удаление из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения не осознаются конфликты, не помнятся травматические события прошлого. Данный тип защиты от тревоги является основным, й формирует базу для более сложных защитных механизмов.

Освобождение от тревоги не означает их отключения: вытесненные импульсы продолжают работать в бессознательном, и на предотвращение их прорыва в сознание расходуется значительная психическая энергия. Подобная беспрерывная трата ресурсов "Я" может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения.

Вытесненный психичесский материал может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни». Более того, согласно его теории, вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях (например, язвенная болезнь, тахикардия), психо-сексуальных нарушениях (импотенция и фригидность).

Проекция есть приписывание собственных неприемлемых с точки зрения морали проявлений (чувств, мыслей, поступков) другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет возложить вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи.

Супруга, вымещающая гнев за неудачно сложившийся день на муже или ребенке - это один пример. Девушка, подозревающая в потенциальном богатом женихе желающего позариться на ее деньги, - другой пример. Студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения» (все евреи, татары, узбеки, "азеры" - сволочи), - этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик.

В фильме "Сладкая женщина" Анна проецирует свои хищнические импульсы в отношении материальных средств на Тихона Дмитриевича, когда, оставаясь с ним один на один в деревенском доме, начинает бояться, что он ограбит ее.

Замещение переадресует инстинктивный импульс от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. например, ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Бывает, что враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе (самообвинени), вслед за чем приходит переживание подавленности.

Рационализация - это искажение реальности и защита самооценки при помощи логически выверенных конструкций, в которых присутствуют слова "из-за того, что...", "потому что". Подобная ложная аргументация представляет иррациональное поведение вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.

Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу «зелен виноград». Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели.

Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совсем непривлекательна.

В фильме "Сладкая женщина" главная героиня рационализирует свою неспособность получить школьное и высшее образование как ориентацию на иные жизненные цели, например, замужество. А в домашней сцене чтения учебника по истории оправдывает перед супругом свое неумение концентрироваться на чтении головной болью.

Реактивное образование это двух-ступенчатый способ защиты "Я" от запретных импульсов. Сначала неприемлемый импульс подавляется, затем, на уровне сознания, проявляется совершенно противоположный. Такой "психологический кульбит" особенно заметен в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия - это способ смягчения тревоги путем возврата к ребячливым, детским моделям поведения. Проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью. Ну, и наконец, - просто самопотакание в получении телесных или пищевых удовольствий.

Многочисленные эпизоды регрессии в фильме - это и переедание сладкого (на работе и в эпизодах с молодым ухажером из семьи врачей), и возлежание на перине под ласковым летним солнышком (образ лени, душевной и духовной, и младенческого поведения.).

Отрицание неприятных событий, явлений - отказ признать реальность. например, убеждение типа «этого со мной просто не может случиться», или "нет, этого не было", несмотря на очевидные доказательства обратного. Например, отказ признать наличие у себя неизлечимого заболевания или отрицание свойств своей личности, приведших к негативным последствиям. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом (хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях).

Отрицание и другие описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.

Большая часть защит, включающихся у главной героини на автомате в ситуации стресса, демонстрируется в фильме на 36-й минуте, в эпизоде домашней сцены, в которой участвуют Анна, ее второй муж Николай Егорыч и сын Анны, ученик младшей школы.

Уставшая после работы и культурного мероприятия Анна, к тому же уязвленная замечанием сотрудницы относительно чистоты ее намерений в отношении общественной работы, возвращается домой, где ее ждут сын и муж.

Сын: - Мама! Мы с папой в воскресенье идем на "Аленький цветочек"!

Анна: - Ой, да ИДИТЕ ВЫ ... хоть на цветочек, хоть на расцветочек! (раздраженным и злым тоном)

[Из сознания Анны ВЫТЕСНЕНА душевная боль, причиненная сотрудницей, равно как и переживание усталости. На базе этого вытеснения в ситуации дополнительной домашней нагрузки (а пребывание в семейной ситуации, где требуется исполнять роли любящей матери и жены, есть для нее в моменте дополнительный стресс, поскольку психика Анны требует отдыха, о чем она и заявляет сыну ("Ой, дай ты матери хоть дух перевести!") включаются одна за другой и другие защиты.]

Далее включается механизм замещения и злость на коллегу, вскрывшую тайные мотивы "уважаемой общественницы" выплескивается на сына.

Анна: - Ты что это картинки прямо на клей к обоям лепишь, нельзя кнопки найти?

Cын: - Тут же мое место!

Анна: - Твое место - у бабки за печкой!

(Отказывает сыну в праве быть членом семьи, иметь свое жизненное пространство.)

Далее агрессия выплескивается и на супруга:

Сын: - Папа сказал, что мне нельзя эту картину смотреть...

Анна (грубым тоном): - Да ладно, много твой папа понимает! (Секунду спустя ласково гладит мужа по голове и прижимается к нему - но этот жест - всего лишь реактивное образование, а не истинное чувство нежности, поскольку Анна все еще разозлена и напряжена из-за случившегося на работе.)

Наконец, включается механизм рационализации. Когда Николай Егорыч спрашивает о причинах злости супруги, она в качестве объяснения выдвигает довод, что якобы устала (поссорилась с коллегой и перенапряглась на посещении культурного мероприятия).

Анна: - Ты уж не сердись на меня, Коль. Устала я сегодня. А еще на ковер нужно было бегать, отмечаться. В пересменку поэтессу в клуб привезли, надо было сидеть, слушать.

(Николай Егорыч, будучи человеком большой души, конечно, в очередной раз прощает жене несдержанность, однако, не может простить ей того, что она разрушает психологическую устойчивость и ориентиры сына, а заодно - и ход воспитательного процесса, налаженный им.)

Последний защитный механизм, не обсужденный нами, - это сублимация, единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания и здорового перенаправления энергии первичных импульсов. Данная стратегия позволяет "Эго" изменить цель или /и объект импульсов без сдерживания их проявления, направить их на социально полезные цели.

Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность (вид спорта или в физический труд). Аналогично женщина с неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. Таким образом, она будет демонстрировать свое превосходство над другими, и при этом давать обществу полезные плоды деятельности, одновременно получая гонорары. (Важным фактором является именно полезность сублимационной деятельности для самого индивида и для общества).

Подчеркнем, в каждом (!) случае для создания защиты расходуется психологическая энергия, вследствие чего ограничивается гибкость и сила "Я". Более того, чем более эффективно действуют защитные механизмы, тем более искаженную картину наших потребностей, страхов и стремлений они создают.

Мы все в какой-то степени используем защитные механизмы, но это не очень продуктивно лишь тогда, когда и если мы чрезмерно на них полагаемся.

Зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву, когда наши способы защиты, за исключением сублимации, приводят к искажению реальности.

Мы пока не отметили важную особенность подхода "нарциссов" к людям, которая озвучена в финале фильма, в сцене прощания Анна с несостоявшимся ухажером Тихоном. А именно - неразборчивость. Неразборчивость в людях, которых героиня фильма всю жизнь инстинктивно подыскивает на роль очередного инструмента. И это логично. Ведь от инструмента требуется одно - быть полезным, все остальное - ненужные тонкости.

Обратим внимание на то, как общается Анна с супругом.

Ее стиль больше напоминает команды, смысл которых сводится к тому, что нужно что-то добыть (квартиру, путевку, пылесос), либо представляет собой отчет о проделанной работе. Всегда с указанием затраченных ресурсов.

- Я холодильник поставила. Пришлось грузчикам дать на пол-литра.

При этом любой человек главной героиней воспринимается только как совокупность свойств или функций, которые можно использовать в делах по обустройству своей жизни. Не более того.

Своего супруга Анна тоже воспринимает в основном в качестве инвалида с социальными привилегиями, которого нужно использовать для обустройства бытового комфорта.

И поскольку для Анны утилитарное отношение к человеку является нормой (и по-другому она вообще не умеет строить отношения), она не стесняясь может произнести:

- Коль, а как ХОРОШО, что ты у меня - ИНВАЛИД!

Впрочем, Анна может дать мужу и совет "не перерабатывать ". (И понятно, почему - уставший и больной супруг станет недостаточно ресурсным для функционирования в доме.)

Свою философию жизни и отношений Анна раскрывает в одном из диалогов с матерью. Когда та жалуется на одиночество, ее дочь, не умея выразить сочувствие, советует ей "поддерживать отношения с людьми... опять же - ПОЛЬЗА". (Здесь включаются два защитных механизма - вытеснение и рационализация. Вытеснение чувства вины, что не может взять мать к себе в город, рационализация - объяснение своего нежелания поддержать мать как минимум эмоционально отсутствием нужного размера жилплощади).

Попытки мужа указать на то, что нехорошо "все грести под себя" и "жить так, как будто нам все должны", сразу же пресекаются Анной. Она заявляет, что "по телеку показывают интересный фильм" и приглашает мужа присоединиться к ней на диване (снова - вытеснение, отрицание, замещение).

Любовь (чувство) Анна путает с сексуальным влечением (физиологией), поскольку внутреннего мира у нее самой нет, а следовательно, его наличие не предполагается и у других людей.

В мире для нарцисса существует лишь то, что можно увидеть, потрогать или приспособить к своим физическим нуждам. А посему Анна прежде всего и только лишь стремится быть физически привлекательной, чтобы стяжать внимание окружающих. Например, даже для похода в лес за грибами она наряжается как в театр. А дома накладывает косметику, как на выход в свет. Живя в театре одного актера, она много времени проводит перед зеркалом.

Мало-помалу второй супруг Анны начинает все чаще задерживаться на работе, поскольку человеческих отношений нет, а жена ранит его своим бессердечием и бестактностью. Наконец, Николай прямо сообщает жене, что она бескультурна, и спустя какое-то время расстается с ней. Не желая оставаться на роли винтика в механизме функционирования патологии.

Анна остается с домом-"полной чашей" и в одиночестве. Чувство одиночества приводит ее в отчаяние, и она внутренне согласна уже на любого мужчину рядом, лишь бы избавиться от этого чувства. Но, видимо, ее судьба исчерпала отпущенный ей лимит психологически слепых партнеров. Поэтому попытка "заарканить" в совместную жизнь недавно повстречавшегося грибника Тихона проваливается. Тихон быстро раскусил сущность характера Анны, а затем пару раз попытался пробить броню этого характера, но безуспешно.

Анна: - Обижаешь ты меня, Тихон, только не пойму, за что…

Тихон: - Ну вот, когда поймешь, тогда, может, и обижать перестану…

Под конец истории, страшно боясь одиночества, Анна понимает, что согласна уже на любого мужчину. Но не тут-то было… Тихон ускользает.

Тихон Дмитриевич: - Это ты на любого согласна... А другие - требования имеют... Все надеялся, а теперь убедился окончательно.

Анна: - А чем же я тебя не устраиваю?.. Квартира у меня...

Тихон: - Этаж не подходит... Разные мы с тобой... Ничего не получится.

Но Анна, человек без обратной связи от среды (характерно для "нарциссов"), не понимает сказанных мужчиной слов. Невысказанные запросы ее кавалеров, которых Анна осознать не могла, заключались в желании видеть рядом с собой близкого по духу человека. По духу означает по любви и по уровню развития разума. Ни того, ни другого Анна в себе не несла.

Последний эпизод фильма. Анна Доброхотова возвращается домой зимней дорогой, идя мимо недостроенных или готовящихся к сносу зданий (символ ее разрушенной жизни и неразвитой души, - в словаре образов бессознательного ДОМ символизирует не только жилище человека, но и его душу). Последняя звучащая в фильме мелодия песни также рассказывает о зиме. (Зима - здесь символ душевного холода и жизненной неустроенности самой Анны).

Заметим, что актриса Наталья Гундарева долгое время отказывалась от предложения сыграть эту роль. Видимо, не хотела, чтобы такие людские пороки как эгоизм, личностная незрелость, жадность и черствость ассоциировались с ней.

Ну, и завершим разбор кратким социально-психологическим анализом сюжета.

Надо сказать, что любое кино, так или иначе, имеет дело с социальными типажами. Но в советском кино, благодаря идеологии, особенно стремились к выявлению социальных характеристик личности. С этой точки зрения фильм «Сладкая женщина» обличает мещанское и мелко-буржуазное сознание, свойственное крестьянству (и в известной мере советскому крестьянству, включая его некоторым представителям, перебравшимся в город). Вещизм, накопительство, авторитарное отношение родителей к детям, формальное понимание сути брака и отношений полов, а самое главное – душевная сухость и духовная пустота препятствуют развитию глубоких отношений подобных героев с людьми. (Прямо сказано о матери о матери Анны, что она была нелюдимой).

И тогда любопытен для нас социальный тип Анны Доброхотовой. Анна - уже не крестьянка, но роль рабочей ей тоже не близка. Рабочие люди (такие как Егор Кузьмич, мастер на заводе и наставник молодежи, блестяще сыгранный Петром Вельяминовым) с их интересами и верой в справедливое и счастливое будущее советского трудового народа, ей также чужды, как и чуждо его чувство ответственности за молодое поколение (занимался воспитанием ее сына, позже устроил его в военное училище). В образе Анны выведен образ нового для советского строя (уже начавшего катиться к своей деградации благодаря предательству «элит») социального типа, индивидуалиста и потребителя (а не созидателя). На то, что подобных "сладких женщин" в российской реальности - много, намекает и тот факт, что и у Тихона семейная жизнь не сложилась. Видимо, обжегшись один раз, мужчина научился различать признаки душевной непогоды в женщинах.

P. S. Скорее всего, данная статья, в отличие от предыдущей, получит мало положительных откликов. Оно и понятно, - защитные механизмы личности - они такие механизмы.

Начало материала здесь:

https://www.b17.ru/article/narcissism_dsf/

Автор: Куликова-Новаковская Ирина Викторовна
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru