Литий — самый лёгкий из металлов лежит в основе литий-ионных аккумуляторов, которые производятся для смартфонов, компьютеров, ноутбуков, а также других гаджетов и конечно электрокаров.
Сегодня рассказываем как происходит добыча этого важного для батарей электромобилей элемента.
Есть два основных способа:
- гидроминеральный,
- рудный.
При первом способе металл получают из подземных рассолов или глин солончаков методом выпаривания соленых растворов под воздействием солнечной энергии. При нужной концентрации гидроксида лития, его осаждают при помощи добавления гидроксида кальция или карбоната натрия. Процесс добычи лития гидроминеральным способом занимает от 18 до 24 месяцев. А ещё содержит минус в виде примесей железа и магния, но от них можно избавиться, хотя и немного сложно.
При рудном способе добычи литий добывают в карьерах или шахтах из пегматитовых минералов. Сами минералы помимо лития состоят из слюды, кварца, полевого шпата и других минералов. Этот метод дороже чем гидроминеральный, но быстрее.
Где же добывают литий? Как раз добыча вторым (рудным) способом даёт нам представление сколько запасов лития есть на Земле. Именно Пегматитовые минералы включены в перечни разведанных литиевых месторождений. Самое крупное месторождение расположено на границах Чили, Боливии и Аргентины, в Андах или так называемом “литиевом треугольнике”. Здесь содержится больше половины мировых запасов самого лёгкого металла.
По состоянию на 2022 год ТОП-5 стран производителей лития выглядел так:
- Австралия (61 000 тонн),
- Чили (39 000 тонн),
- Китай (19 000 тонн),
- Аргентина (6 200 тонн),
- Бразилия (2 200 тонн).
Что касается России, то на неё приходится 10% мировых запасов лития. Однако добыча этого металла в нашей стране не развита.
Все электромобили производятся с литий-ионными аккумуляторами, именно поэтому литий так важен для электрокаров. Почему же для батарей был выбран литий? В основном, из-за его преимуществ.
Во-первых, это самый лёгкий металл, который обладает высоким электрохимическим потенциалом. Именно благодаря этому свойству литий-ионные батареи обладают высокой плотностью энергии, а размеры и масса у них минимальные. Именно благодаря этому свойству электромобили внешне почти не отличаются от автомобилей с ДВС и не выглядят громоздкими.
Во-вторых, литиевые аккумуляторы хорошо переносят морозы. При отрицательных температурах они почти не теряют свою ёмкость. Конечно, это не титан, способный выдержать до -196°С, но и вес у лития почти в 8 раз меньше. Представьте, какими бы огромными были батареи из титана!
В-третьих, литий обеспечивает батарею низким током саморазряда. То есть литий-ионные аккумуляторы дольше многих других могут не использоваться, при этом не потеряв свою изначальную ёмкость. Так что электрокар точно дождется вас из отпуска.