Найти тему

На что обратить внимание, если до ЕГЭ по русскому 4 месяца

Оглавление

Несмотря на то что времени до экзамена осталось не так уж и много, результат еще можно изменить качественно. 

Хотя, конечно, могут быть нюансы, но обычно так поздно, за 3-4 месяца, начинают готовиться или очень сильные дети, или довольно слабые, и второй случай, понятно, лечится труднее. Обычно начало второго полугодия является в головёшках многих выпускников психологическим водоразделом в осознании неизбежного, но у некоторых процессы запаздывают (или, бывает, деть наконец уносит ноги из онлайн-школы), и только в конце января выпускник осознаёт, что хочет нормально сдать ЕГЭ по русскому. 

Это не так уж мало
Это не так уж мало

И что теперь?

В отношении тестовой части первое, что я делаю, – определяюсь, есть ли в соответствии с уровнем ребенка темы, тратить на которые оставшееся время бессмысленно. Я не очень люблю «выбрасывать» из подготовки какие-то задания, но иногда приходится, чоуж. Под нож, как правило, идут 12, 16, 20-21. «Норму» и «текст» можно вытянуть практически полностью, но, как правило, процент выполнения заданий тестовой части при минимальной по времени отработке нечасто высокий, всё-таки выше головы прыгнуть трудно, однако, если выпускник реально на ходу подмётки рвёт, я заливаю ему мозг тестами по самую маковку.

Дети вообще часто преподносят сюрпризы. Как-то ко мне пришёл учиться в начале декабря ученик, который вдруг утром в понедельник решил, что хочет поступать в вуз. Он заканчивал кулинарный колледж, поэтому как выпускник прошлых лет шёл на экзамен в конце марта. Последний раз что-то по русскому языку он делал в 9 классе, то есть три года назад, и делал это на глухой трояк. Начал он ни шатко ни валко, но через полтора месяца подготовки я просто перестала Пашку узнавать: он щёлкал тесты, как орешки. Как говорится, откуда что берётся ) Павел сдал экзамен на 85 баллов, хотя в начале подготовки мы робко мечтали о 70.

Что может спасти отца русской демократии

Ситуацию может спасти и обычно спасает, как ни странно, сочинение, и именно на его отработку мы делаем акцент со слабыми учениками, если времени на подготовку совсем мало, – чем слабее ученик, тем сильнее акцент.

Несмотря на то что сочинение с Марса, а современные выпускники с Венеры, да и задание 27 выглядит устрашающе, нас выручает необязательность исполнения строгих законов правило «всё в пользу ученика» при проверке эссе. За определение проблемы практически невозможно потерять балл, если ученик хотя бы недолгое время готовился (в 2023 году процент выполнения по этому критерию составил 99% не просто так). За 15-16 недель подготовки можно вытянуть на приличный балл за сочинение практически любого ученика: если деть научился видеть проблему и авторскую позицию, комментарий – это дело техники. Аргумент – по возможности. Этот балл будет скорее всего получен, главное, не потерять другие баллы при его написании. Если у выпускника неплохая грамотность, он может при должном усердии получить за 27 задание от 15 баллов и выше.

Чтобы сказка стала былью, требуется писать не меньше двух сочинений в неделю. По опыту, от 25 работ можно говорить о формировании первичного навыка. Если деть успел написать от 30 сочинений, можно осторожно надеяться, что голова на экзамене без проблем вытянет «средний» текст. Больше двух сочинений на неделе я, как правило, не задаю, есть опасность выгорания прямо перед экзаменом, что будет очень не гуд. 

Чтобы навык работы с текстом повышался, мы очень много текстов читаем. Тематические направления текстов не меняется из года в год, и мы, знакомясь с темой, пишем сочинение по 1-2 текстам, другие же разбираем устно. За 15-16 недель мы успеваем прочитать-разобрать до ста текстов и познакомиться с основными темами экзамена, потренироваться в постановке проблем и авторской позиции в рамках этих тем. Чтение текста – это не написание сочинения, поэтому я могу ученику до семи текстов дать на разбор на домашечку, чтобы ему жизнь малиной не казалась сэкономить время на занятии. Вычитывать текст можно и на перемене, и в метро, и в автобусе. Одна моя ученица, мастер спорта по художественной гимнастике, читала тексты во время растяжки. Совмещала приятное с ещё более приятным )   

Когда бы и при каких условиях ни началась подготовка, если ученик хочет получить сверхрезультат, он должен быть готов приложить сверхусилие – при работе «как всегда» результат он получит ровно такой же. Не все на подобное сверхусилие способны, но иногда выпускник и сам не знает, на что способен – ему самому могут открыться неожиданные стороны собственной личности. И удивить и его, и всех вокруг)