Электромобили на дорогах давно перестали быть чем-то диковинным. Некоторые страны решили полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Голландия, например, заявляла, что внедрит это решение к 2035 году.
Экологи дружно отстаивают право «электричек» на жизнь, доказывая их полезность.
Но не будем здесь доказывать трудности переработки, отживших свое электромобилей и их аккумуляторов. Хотя это, по мнению независимых экспертов, приносит вреда природе в разы больше, чем обычный бензиновый или дизельный авто.
Электромобиль сегодня это в первую очередь не забота о природе, не экономия ресурсов или собственных денег, затраченных на покупку. Электромобиль – это модно.
Почему электромобили, как и любая, так называемая умная техника, особенно, если она может сама передвигаться, опасны и невыгодны для человека?
Экономичность?
Сторонники электромобилей говорят об их экономичности. В доказательство приводят цифры 15 кВт/ч на 100 километров (расход энергии Tesla Model 3), что сопоставимо с 10 литрами на 100 км бензинового авто. Учитывая, что углеродное сырье стоит дороже, получается электромобиль при грубом подсчете выгоднее.
Вопрос экологичности весьма спорный, учитывая, что электричество не закатаешь в банки и не сохранишь. Его надо вырабатывать всегда и постоянно, чтобы периодически автомобиль мог зарядиться. Вырабатывать и хранить бензин проще. Электричество не перевезешь в цистернах на заправку. Тысячи километров высоковольтных линий нужно протянуть по всей Земле, чтобы иметь доступ для зарядки электромобилей. Эти провода нужно произвести из тех же нефтепродуктов, которыми могли заправить автомобили. Нужно добыть миллионы тонн руды для строительства инфраструктуры по передаче электричества (стальные высоковольтные опоры, медные провода).
Поэтому противники электромобилей скептически относятся к указанным выше 15 кВт/ч. Они копают чуть глубже и берут в учет не просто цену заправки авто (электричеством или углеводородами), а промышленные мощности, затраченные на производство топлива для автомобилей электрических и неэлектрических. Также они учитывают трудности с хранением. Как мы помним, электричество в цистернах не сохранишь. В итоге выходят цифры – около 40 литров на 100 километров. Столько в эквиваленте тратит, по мнению альтернативных экспертов, электромобиль.
Но пусть мы копнули слишком глубоко. Пусть электромобиль будет экономичнее. Но уж точно не экологичнее.
Безопасность?
ДТП и чрезвычайные ситуации случаются с любой техникой. Бензиновый авто можно потушить с минимальными потерями даже собственными силами. Дизельный надо еще постараться, чтобы загорелся. Электромобиль же горит быстро и душевно. Любители экспериментов можете проткнуть гвоздем батарею старого смартфона (опасно!!!!!), но лучше простой найдите видео об этом.
Если машины с ДВС можно тушить не обесточивая, то с электромобилем так не выйдет. Вода прекрасно пропускает ток – в итоге замкнет и заискрит гарантированно. А по самой воде может хорошо «зарядить» и пожарного на другом конце пожарного шланга.
Чтобы тушить электромобиль, надо его обесточить, а для этого открыть капот. А он уже и так горит. То есть для того, чтобы тушить горящий автомобиль надо не только достать огнетушитель, но еще и открыть капот. Горящая литиевая батарея не даст столько времени на раздумья, успеть бы выбраться из машины.
Запас хода
Производители заявляют весьма солидные цифры запаса хода в несколько сотен километров на одном заряде. Но даже на режимах турбозарядки для заправки требуется около часа. Экономия времени заправки на машинах с ДВС очевидна – залил и поехал. В итоге на длинных дистанциях за каждую такую зарядку электромобиля его бензиновый брат проедет 100 и более километров (при скорости 100 км/ч).
В идеальных условиях все работает хорошо. Но, что если на зарядной станции пропало электричество (шторм, наводнение, енот перегрыз провод)? На классической заправке жидкое топливо пропадает гораздо реже – только когда меняется власть или падает курс рубля. При любых природных катаклизмах, которых с годами все больше, страдает энергосистема. И это не только в нашей стране. Обладатели ДВС могут сделать запас топлива на «черный день». Электромобили пока так не могут. Возможно, в будущем зарядка будет происходить в формате мгновенной замены пустой батареи на заряженную.
Но электромобиль точно не будет транспортом судного дня.
А если вы застряли на заснеженной трассе, встали в многокилометровой пробке. Всегда можно попросить пару литров топлива у коллег по несчастью. «Отлить» пару киловатт для электромобиля пока труднее, как и сбегать с канистрой за электричеством.
Зима
Интернет полон хвалебных роликов о том, как электромобили прекрасно едут в условиях мороза. Но также полон он историй о замерзших дверных ручках Теслы, которые не выколупать. Двигатель внутреннего сгорания самим фактом своей работы обогревает пространство вокруг себя. Отбирая часть этого тепла, мы получаем тепло в салоне. Можно ли тут ставить в сравнение «холодный» электродвигатель, где обогрев салона происходит по принципу кондиционера благодаря нагревательной спирали?
ДВС обогревает своей работой салон, подкапотное пространство, позволяет не замерзнуть многим узлам автомобиля, благодаря нагретой выхлопной системе.
Не стоит забывать и про саморазряд батарей, а особенно на холоде.
Автопилот. От умного дома до умного автомобиля
Автопилот все еще остается больше маркетинговым ходом, чем реальностью. Да, некоторые автомобили (не только электро) могут парковаться сами, а в потоке держат дистанцию, а при ее уменьшении, останавливаются. Но совсем без участия человека ездят пока только опытные образцы.
Компания Форд недавно сообщила о том, что в ближайшее время, автомобили, купленные в кредит, в случае просрочки платежей будут самостоятельно уезжать от хозяина. Вот и прелести автопилота в будущем. При этом мы помним о постоянных хищениях личных данным. Поэтому даже если вы платите по кредиту вовремя, нет гарантий, что ваш авто не уедет от вас в банк или к мошенникам.
Вот такой вариант интересного будущего может нас ждать. В общем если брать Теслу, то только дизельную и на механике.