268 подписчиков

Обслуживание печки Subaru Impreza GT/GK

Все знают поговорку, что лучшее враг хорошего. А кто придерживается этой простой житейской мудрости? Я - никогда! Часто хочу что-то улучшить, но в итоге ломаю это. Этот раз не был исключением и снимать мотор печки на своей Subaru мне пришлось целых 4 раза. Он не шумел и не свистел. Мне просто показалось медленным его вращение на морозе. Решил поменять подшипники, на свою голову.

Стандартный тип вентилятора печки для многих японских авто.
Стандартный тип вентилятора печки для многих японских авто.

Начну с самого начала, дабы направить вас по правильному пути и предостеречь от моих ошибок.

Как добраться и правильно разобрать мотор печки Subaru GT/GK

Совсем не сложно, если вы это уже делали ранее. Если же вы лезете снимать его впервые, то есть неоднозначные моменты. Можно наворотить дел или просто проделать лишнюю работу.

Как добраться до печки?

  1. Снимаем бардачок, отжав боковые ограничители и скинув крепёж амортизатора бардачка.
  2. Откручиваем саморезы кожуха бардачка. Их парочка снизу и два чёрных сверху.
Нижний правый.
Нижний правый.
Нижний левый
Нижний левый
И два верхних.
И два верхних.

3. После того, как открутили 4 самореза, нам нужно сдёрнуть декоративную накладку над бардачком.

Дергать нужно на себя, одновременно потянув за правую и левую сторону.
Дергать нужно на себя, одновременно потянув за правую и левую сторону.

За накладкой видим пятый саморез, выкручиваем и его.

4. На таких же клипсах, как и декоративная накладка, крепится боковая панель.

Приоткрываем левую дверь и дёргаем боковую панель в сторону двери.
Приоткрываем левую дверь и дёргаем боковую панель в сторону двери.

5. Теперь ничего не мешает аккуратно вытащить вставку бардачка, отсоединив два разъёма подсветки.

Верхний - подсветка перчаточного ящика.
Верхний - подсветка перчаточного ящика.

Нажимаем на язычок разъёма и тянем разъём от себя.

И нижний - подсветка ног.
И нижний - подсветка ног.

Снятие мотора печки в сборе

Пространство для извлечение мотора печки в сборе с крыльчаткой освобождено, осталось открутить 6 саморезов.

Открутить первые два самореза ничего не мешает. Разворачиваемся головой в сторону печки и принимаем позу, которой нет даже в камасутре. Видим примерно следующую картину.

Сразу отщелкнём разъём к мотору печки, нажав на язычок и потянув вниз.
Сразу отщелкнём разъём к мотору печки, нажав на язычок и потянув вниз.

Сам кожух мотора печки крепится на 3 самореза, два из которых ничего не закрывает. Выкручиваем два ближних к сидению, а дальний закрыт воздуховодом и требуется снятие оного.

Уже снятый воздуховод.
Уже снятый воздуховод.
Все знают поговорку, что лучшее враг хорошего. А кто придерживается этой простой житейской мудрости? Я - никогда! Часто хочу что-то улучшить, но в итоге ломаю это.-11

Он откручивается сидя на сидении пассажира без всяких проблем.

Крепёж №2 находится ближе к центру мотора.
Крепёж №2 находится ближе к центру мотора.

С этим саморезом вам понадобится чуть больше ловкости и сноровки.

Крепёж №3, который и закрывает последний саморез кожуха мотора печки.
Крепёж №3, который и закрывает последний саморез кожуха мотора печки.

Вооружитесь короткой отвёрткой, которой вслепую нужно попасть в шлицы самореза. Откручиваем и радуемся открытому доступу к последнему креплению кожуха мотора печки. Он выпадет вам прям в руки или на голову, как его получится)

Демонтаж моторчика печки для обслуживания

Моторчик печки перед нами, но пока в сборе. Лёгким движением рук снимаем лопасти! Ну, как лёгким) В интернетах придумывают множество несусветных способов для его снятия. И саморезы вкручивают, и используют какие-то съёмники... А всего-то нужно нагреть место крепления лопастей феном. Лучше промышленным, но можно и обычным. Первым главное не передержать до оплавления пластмассы, а вторым наоборот, придётся греть дольше и на максимальной температуре.

Только аккуратно с лопастями. Если хоть одну сломаете, появится вибрация.
Только аккуратно с лопастями. Если хоть одну сломаете, появится вибрация.

После снятия лопастей переворачиваем пациента и откручиваем все саморезы, которые видим. Далее поднимаем крышечку под надписями и снова греем феном пластик в котором сидит мотор. Мне хватило двадцати секунд нагрева, дабы мотор можно было выдавить руками, не напрягаясь при этом.

Версия мотора печки для праворульной Subaru Impreza GT/GK.
Версия мотора печки для праворульной Subaru Impreza GT/GK.

Вы почти у цели, остался последний шаг на пути к внутреннему миру вашего мотора печки. По окружности его передней крышки есть фиксирующие усики, металлические. Я отгибал их бокорезами, очень удобно.

Только не стоит увлекаться, их ещё зажимать назад.
Только не стоит увлекаться, их ещё зажимать назад.

Конечно, перед этим вам ещё нужно будет продавить отводы плюса и минуса моторчика, не слишком издеваясь над ними. Уверен, вы справитесь и с этим!

Дефектовка и замена деталей моторчика

Давайте разбираться, что подвергается износу нашего моторчика печки?! Из самого очевидного - это щётки, коллектор якоря и подшипники. Начнём по порядку.

Щётки моторчика печки

В среднем они стираются до критического состояния за 150000км пробега. Если у вас превалирует городская езда с пробками, то могут потребовать замены раньше. И, наоборот, при трассовых пробегах легко могут дожить до 200000км пробега авто. Продаются по одной штуке и отличаются по материалу, электрическому сопротивлению и типу исполнения.

Характеристики щёток моего мотора:

  • медно-графитовые
  • сопротивление порядка 0,5 Ом
  • косого типа
Ну и по размеру, конечно же, все щётки отличаются.
Ну и по размеру, конечно же, все щётки отличаются.

Для некоторых моделей моторчиков есть выбор из нескольких производителей. Если среди них есть Cargo, выбирайте только их! Мне не повезло, в магазине были только щётки китайской компании Krauf с артикулом KSB0073MG. К тому же я совсем забыл, что они продаются по одной. Обратите внимание на различие с оригинальной щёткой.

Оригинал именно медно-графитовый и "ходит" дольше подобного аналога.
Оригинал именно медно-графитовый и "ходит" дольше подобного аналога.

Отгибаем усики с торца крышки, вынимаем пружинку и достаём щётку, контакт которой предварительно откусан бокорезами. Но!

Если у вас небольшой свист мотора печки, но коллектор и щётки с минимальным износом, ограничьтесь банальной смазкой подшипников и не лезьте в дебри.

Коллектор якоря

Боже вас упаси трогать коллектор якоря, если он равномерно изношен: без рытвин и задиров от нашего демонтажа. Моя ошибка состояла в избыточном желании сделать всё в превосходной степени.

Дрель, тиски, напильник и наждачка разной степени зернистости.
Дрель, тиски, напильник и наждачка разной степени зернистости.

Если бы не действо, изображённое на фото выше, не было бы этой статьи. Да, коллектор должен протачиваться на токарном станке. Не на коленке, не в тисках, а именно на токарном станке! Максимум можете взять тысячную наждачку и начистить коллектор до блеска. Как только решили проточить моим способом, смело заказывайте новый! Менять его вам точно не понравится. Тут уж придётся попутно махнуть и подшипники. Отогнуть 12 зажимов, аккуратно снять с них провода и затем сдёрнуть коллектор с вала.

Стоимость на время написания статьи около 600р.
Стоимость на время написания статьи около 600р.

Запрессовываем новый коллектор (не повредив его при этом), продеваем 12 петель проводов обмотки ротора и загибаем до надёжного контакта. Не каждый с этим справится, но так и вы не просто ради праздного интереса читаете эти строки.

Изоляцию проволоки желательно восстановить лаком или синтетической смолой Paraloid B72.
Изоляцию проволоки желательно восстановить лаком или синтетической смолой Paraloid B72.

Замена подшипников моторчика печки

В моторчике печке Subaru Impreza GT/GK два подшипника NSK 608DDW. Как показала практика, смазки в них с гулькин хрен. Поэтому самая частая неисправность этого моторчика - свист. Сначала он появляется при прохождении крутых поворотов на большой скорости, а спустя некоторое время остаётся с вами и никуда не пропадает.

Везение - это когда под верхним пыльником шарики, а не сепаратор.
Везение - это когда под верхним пыльником шарики, а не сепаратор.

Ну, раз уж твёрдо решили их менять, то в обязательном порядке замеряем все расстояния на валу:

  • отступ от края вала до переднего подшипника
  • зазор между передним подшипником и коллектором
  • расстояние между краем вала и задним подшипником

Ещё не передумали менять подшипники? А как будете их снимать с вала?

Если в вашем распоряжении есть мощная точечная сварка, а не китайская пародия на неё, то вам повезло. Снимаете пыльник, выбиваете подручным инструментом сепаратор и нагреваете точечной сваркой внутреннюю обойму подшипника. Делать эти манипуляции удобней всего в тисках, зажимая ротор через деревянные проставки, как на фото выше. Можно сразу зажать внешнюю обойму подшипника в тисках и деформировать её путём сильного сжатия, потом уже разогревать внутреннюю и сдёргивать.

Фото не моё, но для наглядности годится.
Фото не моё, но для наглядности годится.

После вышеописанных действий снимаем остатки подшипника двумя отвёртками, как на фото. Есть вариант сразу прибегнуть к этому способу, без разогревания внутренней обоймы. Он потребует от вас чуть больших физических усилий. У меня получилось без разогрева, точечная сварка была в процессе изготовления. Кстати, в скором времени планирую снять об этом видео и непременно выложить на Дзен.

Всё сделали, но при сборке мотора появился посторонний шум?

  1. Есть вероятность и такого итога всех ваших усилий. По незнанию можно случайно повредить щёточный узел и паразитные шумы вам обеспечены. Дело в том, что щётки не должны иметь большого свободного хода. Исправьте это поджиманием пластины щёткодержателя.
  2. Неверное расстояние расположения подшипников на валу ротора. Бывает в спешке и такое. Сдёрнули подшипники, а отступы от края вала замерить забыли. У меня в этот раз так и было. Печально, ведь выяснять правильные места установки подшипников пришлось по фотографиям из интернета. Если мотор печки редкий, по нему может вовсе ничего не оказаться в сети. Лучше не спешить и перед разборкой моторчика снять все возможные размеры. Даже те, которые, как вам кажется, не пригодятся.
  3. Ротор не вращается. Не мой вариант, однако и такой исход ремонта возможен. Особенно при замене коллектора. В ремонте электромотора это одна из самых сложных операций. Здесь точно спешка вам выйдет боком. Необходима предельная аккуратность при снятии петель со старого коллектора и зажатии их на новом коллекторе. Обрыв обмоток может превратить мотор в бесполезный кусок металлолома, а ваши усилия сделать напрасными. Так же помните о точности расположения коллектора на валу ротора. На деле всё просто, главное помнить золотое правило:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Поставьте спокойную фоновую музыку. Неспеша идите к своей цели и у вас непременно всё получится. Я в вас верю!

P.S. А если вдруг ничего не получится, есть простой вариант.