Сегодня исполняется 167 лет со дня рождения Владимира Бехтерева – одного из величайших учёных нашей страны, вклад которого в мировую науку невозможно переоценить. В первую очередь Бехтерев известен как физиолог – его именем, помимо огромного количества улиц и музеев, названы крупнейшая в России психиатрическая больница, а также исследовательский институт психиатрии и неврологии.
Ещё при жизни Бехтерев был главным конкурентом Ивана Павлова в области исследования рефлексов, а уже после смерти повлиял на развитие психологической науки едва ли не больше, чем сам Фрейд. Основанная им объективная психология, рассматривающая совокупность нервных импульсов как основу всех психических и поведенческих реакций человека, оказала колоссальное влияние на гештальтистов, а затем и на бихевиористов, которые произвели революцию в теоретическом и методологическом содержании психологической науки.
Лично для меня одним из наиболее поразительных деталей биографии Бехтерева является тот факт, что он, фактически заложив основу сразу нескольких наук в их современном виде, активно использовал гипноз, причём, не только для экспериментов с людьми и животными, но и для лечения обычных пациентов.
Например, в статье «Лечебное значение гипноза», опубликованной в журнале «Врач» в 1892 году, он описывает случай 40-летней женщины с ярко выраженным обсессивно-компульсивным расстройством (постоянное мытьё рук, пристальное внимание к пустякам, боязнь кого-то обидеть), которая вдобавок к нему приобрела пост-травматическое стрессовое расстройство после одного случая. Однажды она посоветовала своей родственнице, которая на протяжении 15 лет страдала туберкулёзом, поехать из Казани в Свияжск и приложиться к мощам святого Германа. Та последовала совету и умерла прямо в церкви, что шокировало больную, которая стала плохо спать, видеть во сне умершую родственницу и постоянно о ней думать, виня себя в её гибели.
Бехтерев провёл с больной четыре гипнотических сеанса, в ходе одного из которых она повторила за ним следующие слова: «Отныне я не должна более тревожиться смертью М., потому что она умерла не вследствие моего совета, а вследствие того, что была больна уже давно и могла бы одинаково умереть и дома таким же образом». Вскоре после этого симптомы ПТСР у больной начали отступать, сон улучшился и воспоминания о родственнице перестали вызывать у неё приступы ужаса. Спустя три месяца больная вернулась и заявила, что к ней вернулись приступы ОКР, которые Бехтереву также удалось убрать при помощи гипноза, после чего она вернулась в деревню, не чувствуя потребности в дальнейшем лечении.
«Итак, в первый раз, в январе, потребовалось всего четыре гипнотических сеанса (из которых один с самовнушением), чтобы освободиться от мучительной навязчивой мысли, – резюмирует Бехтерев, – а второй раз, в марте, было достаточно трёх гипнотических сеансов, чтобы устранить из сознания больной целый ряд навязчивых идей».
Итак, 130 лет назад один из ведущих учёных своего времени активно использовал гипноз для успешного лечения нервных болезней. Так что же изменилось с тех пор и почему сейчас подобные практики вызывают в лучшем случае улыбку, а в худшем – обвинения в шарлатанстве? На этот счёт есть много разных мнений, но, на мой взгляд, наиболее точное – это изменение парадигмы и научного консенсуса, в котором огромную роль сыграла деятельность самого Бехтерева.
Главной особенностью гипноза является его неодинаковое воздействие на разных людей. Помимо сверхчувствительных к гипнозу людей всегда встречались нечувствительные, то есть, негипнабельные, люди, любые попытки загипнотизировать которых ни к чему не приводили. В этом смысле фармакология показала себя гораздо более предсказуемой: хотя действие лекарственных препаратов может быть и не столь ярко выраженным, они действуют практически на всех (хотя и тут встречаются исключения), что в век стандартизации и унитарного подхода к решению любых проблем, гораздо проще и легче внедрять и масштабировать.
Вторая причина недоверия к гипнозу – распространение нью-эйджа и огромного количества псевдонаучных сект, мистических и эзотерических учений, использующих гипноз как инструмент доступа к богу, высшей силе, духам предков, прошлым жизням, и так далее, и тому подобное. Всё это превратило гипноз из самого доступного медицинского средства в некую экзотику наподобие ритуальных жертвоприношений или гаданий на кофейной гуще.
Между тем медицинская сила гипноза осталась всё той же, а во многих областях и увеличилась благодаря значительному прогрессу визуальных эффектов, в результате которого большинство из ныне живущих людей наблюдали космос, глобальные катаклизмы, гигантских монстров и разумных роботов не только в своём воображении, но и воочию, на экранах кинотеатров и телевизоров, а видеоигры подняли иммерсивность происходящего на недостижимую доселе высоту. Что касается проблемы негипнабельности, то и здесь за прошедшие 130 лет произошёл огромный прогресс, и сейчас существуют проверенные десятилетиями техники, позволяющие наработать гипнабельность за несколько сеансов, одним из которых является сенсомоторный психосинтез, в котором работает ваш покорный слуга.
По сути, единственное, что отделяет гипноз от мейнстрима, является закостенелость догматических предубеждений в научном сообществе, однако и здесь есть подвижки. Так, Американская психологическая ассоциация продвигает гипноз в качестве средства анестезии, а также борьбы с тревогой и зависимостями. Гипноз официально признан в качестве способа медицинского лечения, регулярно проводятся международные форумы, на которых гипнотерапевты из разных стран делятся опытом и новейшими наработками в этой сфере, в том числе, полученными с помощью современных систем измерения.
Гипноз часто представляется как неконтролируемое вмешательство в психику пациента без его разрешения. Между тем, современные гипнотерапевты производят любые интервенции по запросу клиента и при его непосредственном участии – в процессе гипноза клиент может задавать вопросы и управлять ходом событий. И для того, чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно куда-то ехать – достаточно записаться на бесплатную консультацию и на себе узнать, что такое гипноз и почему со времён Бехтерева он остаётся одним из самых эффективных способов лечения неврозов и психических расстройств.
Автор: Кабеев Владимир Александрович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru