Чем больше я погружалась в сюжет романа, тем настойчивее в голове стучал этот вопрос. Уклад жизни героев романа поражает с первых страниц и до финала.
Друзья, будет немного спойлерно, по-другому рассказать о книге не получается.
Семья, которой нет
Семья Абатовых живет в посёлке на границе с Казахстаном. Хотя территория российская, основное население - казахи. Серикбай, отец Кати - казах, мать Наина - русская.
До рождения младшего брата Катей девочка будет только по документам и для мамы. Отец и родичи называют её Улбосын:
Имя Улбосын в поселке давали дочерям в семьях, где ждали наследника. Имя означало "Да будет сын", и каждый день и час оно звучало как молитва. Все Улбосын, не имея прямого родства, походили друг на друга сутулостью, мягкостью форм и всегда виноватым взглядом.
Если же родится вторая дочь - будет Кыздыгой, что означает "перестань рожать девочек". Мальчик - желанный ребёнок, девочка -пустое место, в лучшем случае нянька для ляльки.
Так происходит и в семье Абатовых, когда наконец рождается Маратик. Если Кате перепадают купленные отцом игрушки, то лишь потому, что Маратик до них ещё не дорос. Если Маратик шумной игрой мешает спать отцу, Катю строго накажут.
Между родителями нет ничего общего. И дело не в принадлежности разным культурам и религиям. Они просто живут каждый своей жизнью, не занимаясь даже долгожданным сыном, про Катю и говорить нечего.
Ни любви, не общения, ни поддержки друг другу в горе здесь нет. Непонятно, что же их когда-то свело друг с другом. А после несчастного случая с Маратиком, Наина скрывается со всеми деньгами, что есть в доме, и уходит в монастырь.
За Катей слегка присматривает тётка, а о наличии отца можно догадаться лишь по узорам на спине - следам от ремня.
Однажды объявляется бабушка, мать Наины, много лет не общавшаяся с дочерью, и забирает внучку.
Но спустя годы Кате придется снова окунуться в жизнь, из которой её увезли.
Как это написано?
Роман отчасти автобиографичен. Мрака в нем столько, что я бы заподозрила автора в преувеличении, но в интервью Екатерина Манойло признается, что прототипы некоторых персонажей в жизни ещё хуже.
В книге много примеров бесправия. Здесь положение женщины в доме может быть сродни положению животного. Можно украсть девушку и, не спрашивая согласия, сделать своей женой. Женщины, над которыми издеваются мужья, отыгрываются на невестках.
Но, как будто мало домашнего насилия, автор щедро добавляет насилие над животными и прочие отвратные картины.
И, поскольку Екатерина Манойло действительно талантлива и пишет ярко и убедительно, я прочувствовала и вонь затхлых корпе, и страх забиваемой тёлки, и смрад грузного мужика. В финале и вовсе мерзкая сцена.
А вот счастливой жизни Кати с бабушкой автор уделить побольше места не захотела.
Спасти может только чудо?
Судя по информации в сети, Екатерина Манойло вполне состоялась и в семье, и в профессии. Она главный инженер в ИТ-компании, воспитывает троих дочерей. Кажется, автору удалось повзрослеть, выйти из навязанной роли Улбосын, виноватой в том, что не родилась мальчиком.
Чего не скажешь о её героине. Выросшая Катя довольно бестолково распоряжается своей жизнью и всё ещё остается жертвой. И дело не в Востоке - Катю и в Москве унижает русский аналог казахского двоюродного братца. А в отношениях с теткой Аманбеке и Тулином она сразу безропотно соглашается быть виноватой, выплачивать мнимые долги и так далее.
Из западни, в которую попадает уже взрослая Катя, её и ещё одну жертву, Айнагуль, спасает волшебный голос погибшего брата. Без чуда они бы не выбрались.
А реальным женщинам, у которых этого чуда нет, не поможет, по логике романа, ничего.
Только вот с реальной жизнью это не бьется. В романе есть персонажи, живущие по другому сценарию. Например, Катина учительница. То есть так тоже можно было?..
В целом я не жалею, что прочитала роман, но "Ветер уносит опавшие листья", снова на тему отцов и детей читать не хочу.