Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологическое сопровождение детей , переживающих развод родителей

В 2023 году в России зарегистрировали 800 тысяч браков и более 567 тысяч разводов. Более 600 тыс. детей переживают развод родителей в России ежегодно. Чаще всего разводятся на 4-6 год брака и на 18-20 годы со дня свадьбы

Для многих детей развод является психотравмирующим событием. Причиной этого являются возрастные особенности, эмоциональная и личная незрелость, зависимость от родителей

То, как повлияет развод родителей на ребенка зависит от его возраста . Г.Фигдор выделил основные типичные реакции детей от рождения до 7 лет:

  • Влияние развода на младенцев зависит от эмоционального состояния матери. Быстро адаптируются к переменам при условии внимания со стороны значимого взрослого.

Дети дошкольного возраста воспринимают развод, как нарушение устойчивой семейной структуры .

  • Дети 1,5- 3 лет могут реагировать на распад семьи плачем , расстройством сна, пугливостью и другими эмоциональными проявлениями.
  • Дети 3 ,5- 5 лет проявляли наиболее часто агрессивность , переживание чувства утраты , тревожность . Для детей этого возраста характерно проживание чувства вины, самообвинения
  • У детей 6-7 лет наблюдается усиление тревоги и агрессии, раздражительность, гневливость неугомонность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод.

Развод может вызывать у детей такие чувства, как страх, тревога, отчаяние, грусть, тоска, злость, надежда, вина .Если родители не обсуждают происходящее с ребенком, то чувства могут усиливаться, приводя к эмоциональным и поведенческим проблемам.

Рассмотрим пример психологического сопровождения ребенка, переживающего развод родителей, на примере случая из практики. Кейс печатается с согласия клиента.

Ко мне обратилась мама мальчика 5 лет с целью помочь ребенку справиться с ситуацией развода родителей. Мальчик живет с мамой, родители находятся в процессе развода , у ребенка появился негативизм , утренние истерики перед садиком, конфликты со сверстниками, трудности с засыпанием , страхи . Папа редко видится с сыном, мама хочет переехать в другой город вместе с сыном.

Было определено два направления работы с семьей: консультирование родителей и психологическое сопровождение ребенка в период развода.

С мамой была проведена одна консультация . Для прояснения ситуации и более эффективной работы была использована методика 4 квадрата, позволяющая определить задачи коррекционной работы с ребенком.

Для психологической диагностики мальчика использовались следующие методики: «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн, «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич, цветовой тест отношений М. Эткинда, проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине), Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х..

Цель диагностической работы: определение психоэмоционального состояния ребенка и его личностных особенностей , а также изучение восприятия ребенком семейных взаимоотношений.

Далее началась коррекционная работа с ребенком . Основные ее задачи:

  • сформировать­вать у ребенка новую систему взаимоотношений с родителями и внутренний образ семьи;
  • сохранить семейную историю;
  • научить ребенка осознавать , проявлять свои эмоции и управлять ими.

Коррекционная работа с ребенком позволила прийти к следующим результатам:

  • У ребенка сократилось количество утренних истерик
  • Возобновился интерес к детскому саду , занятиям.
  • Мальчик нашел способы справиться с ночным страхом стал легче засыпать , качество сна улучшилось.
  • Контакт мамы с сыном улучшился, появилось время для совместного времяпрепровождения.
  • Наблюдается положительная динамика в принятии новых семейных условий.
-2

Автор: Абрамова Елена Евгеньевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru