В 2023 году в России зарегистрировали 800 тысяч браков и более 567 тысяч разводов. Более 600 тыс. детей переживают развод родителей в России ежегодно. Чаще всего разводятся на 4-6 год брака и на 18-20 годы со дня свадьбы
Для многих детей развод является психотравмирующим событием. Причиной этого являются возрастные особенности, эмоциональная и личная незрелость, зависимость от родителей
То, как повлияет развод родителей на ребенка зависит от его возраста . Г.Фигдор выделил основные типичные реакции детей от рождения до 7 лет:
- Влияние развода на младенцев зависит от эмоционального состояния матери. Быстро адаптируются к переменам при условии внимания со стороны значимого взрослого.
Дети дошкольного возраста воспринимают развод, как нарушение устойчивой семейной структуры .
- Дети 1,5- 3 лет могут реагировать на распад семьи плачем , расстройством сна, пугливостью и другими эмоциональными проявлениями.
- Дети 3 ,5- 5 лет проявляли наиболее часто агрессивность , переживание чувства утраты , тревожность . Для детей этого возраста характерно проживание чувства вины, самообвинения
- У детей 6-7 лет наблюдается усиление тревоги и агрессии, раздражительность, гневливость неугомонность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод.
Развод может вызывать у детей такие чувства, как страх, тревога, отчаяние, грусть, тоска, злость, надежда, вина .Если родители не обсуждают происходящее с ребенком, то чувства могут усиливаться, приводя к эмоциональным и поведенческим проблемам.
Рассмотрим пример психологического сопровождения ребенка, переживающего развод родителей, на примере случая из практики. Кейс печатается с согласия клиента.
Ко мне обратилась мама мальчика 5 лет с целью помочь ребенку справиться с ситуацией развода родителей. Мальчик живет с мамой, родители находятся в процессе развода , у ребенка появился негативизм , утренние истерики перед садиком, конфликты со сверстниками, трудности с засыпанием , страхи . Папа редко видится с сыном, мама хочет переехать в другой город вместе с сыном.
Было определено два направления работы с семьей: консультирование родителей и психологическое сопровождение ребенка в период развода.
С мамой была проведена одна консультация . Для прояснения ситуации и более эффективной работы была использована методика 4 квадрата, позволяющая определить задачи коррекционной работы с ребенком.
Для психологической диагностики мальчика использовались следующие методики: «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн, «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич, цветовой тест отношений М. Эткинда, проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине), Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х..
Цель диагностической работы: определение психоэмоционального состояния ребенка и его личностных особенностей , а также изучение восприятия ребенком семейных взаимоотношений.
Далее началась коррекционная работа с ребенком . Основные ее задачи:
- сформироватьвать у ребенка новую систему взаимоотношений с родителями и внутренний образ семьи;
- сохранить семейную историю;
- научить ребенка осознавать , проявлять свои эмоции и управлять ими.
Коррекционная работа с ребенком позволила прийти к следующим результатам:
- У ребенка сократилось количество утренних истерик
- Возобновился интерес к детскому саду , занятиям.
- Мальчик нашел способы справиться с ночным страхом стал легче засыпать , качество сна улучшилось.
- Контакт мамы с сыном улучшился, появилось время для совместного времяпрепровождения.
- Наблюдается положительная динамика в принятии новых семейных условий.
Автор: Абрамова Елена Евгеньевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru