ПМС — одна из самых больших загадок женского здоровья. На неприятные симптомы перед менструацией жалуется каждая вторая пациентка гинеколога, но диагностировать и изучать этот синдром непросто. Большинство научных исследований базируется на субъективных ощущениях — то есть не самых точных и не самых надежных данных. Возможно, именно поэтому вокруг ПМС столько противоречивых мнений и в разных странах к нему относятся по-разному.
Миф или реальность?
О «болезненном состоянии» перед месячными писали еще античные врачи, а современная медицина исследует ПМС уже почти 100 лет, но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. С одной стороны, предменструальный синдром — это официальный диагноз, включенный в Международную классификацию болезней. Неприятные эмоциональные или физические ощущения, включающие перепады настроения и головные и сердечные боли, испытывают от 64 до 80 % женщин.
Но есть и другая точка зрения: ее сторонники считают ПМС скорее самоисполняющимся пророчеством. В 1970-е гг. эндокринолог Катарина Дальтон назвала ПМС клиническим синдромом. С тех пор эта концепция так широко распространилась в западной культуре, что женщины начали находить у себя симптомы, о которых их мамы и бабушки даже не задумывались. По мнению нейробиолога Джины Риппон, стереотип о «ежемесячных приступах иррациональности» выгоден и мужчинам: разве можно допустить к власти существо, которое находится под влиянием «неконтролируемых гормонов»?
А вот ученые из Австрии и Швеции пришли к оптимистичному выводу, что перед месячными женщины могут чувствовать себя даже лучше, чем обычно. Из-за повышения уровня эстрогенов у них улучшается вербальная и пространственная память, а также когнитивные способности в целом.
Гормоны или стрессы?
О причинах ПМС тоже нет единого мнения. Дисбаланс гормонов, дефицит витамина B6, калия и магния, снижение уровня серотонина, стрессы, скрытые воспалительные процессы и даже болезни, перенесенные в детстве, — вот лишь часть факторов, с которыми связывают малоприятный синдром. Соответственно, и лечат его по-разному: назначают гормональные препараты, витамины, антидепрессанты, противовоспалительные средства.
Практикующие акушеры-гинекологи считают, что нельзя все списывать на гормоны — важно учитывать общее физическое и психическое состояние: «Если на работе и дома все спокойно, то и ПМС не будет таким выраженным».
ПМС в разных странах
В ходе исследований ВОЗ выяснилось, что в разных культурах женщины описывают ПМС по-разному: в западных странах жаловались в основном на перепады настроения, в странах Востока — на физическое недомогание. Например, в Японии чаще говорили о высоком давлении и проблемах с сердцем, чем об агрессии или раздражительности.
Видимо, поэтому именно в азиатских странах не первый год действует система менструальных отпусков. В Тайване с 2014 г. женщина может взять 3 дополнительных выходных в год, такое же право есть у жительниц Японии и Южной Кореи. Вот только пользуются этой возможностью всего 1 % японок и 15 % кореянок. Во-первых, обсуждать столь деликатные темы с начальством не принято, во-вторых, женщины и так страдают от гендерной дискриминации на работе. В Южной Корее их зарплата на 37 % ниже, чем у мужчин на аналогичных должностях, и никто не хочет рисковать рабочим местом из-за ежемесячного недомогания. А у китаянок даже выбора нет: в Поднебесной ПМС практически не диагностируется — местные врачи объясняют это употреблением в пищу сои и рыбных блюд.
Первая европейская страна, которая планирует ввести менструальные отпуска, — Испания. Правда, речь идет не о ПМС вообще, а дисменорее — сильных болях во время месячных. Если этот симптом подтвердит врач, можно будет взять оплачиваемый трехдневный больничный. Сегодня во многих западных странах женщине могут дать отгул в критические дни, но он не оплачивается. Чаще всего этот вопрос решается на уровне работодателя: например, в Бристоле одна из компаний ввела сокращенный рабочий день для женщин во время менструации. А вот в Италии законопроект о менструальном отпуске был отклонен еще в 2017 г.
В России подобная практика тоже существовала, хотя и недолго: после революции женщины могли брать отгулы в эти дни. Но уже в 1927 г. они отказались от этой привилегии, ведь их стали неохотно нанимать на работу. О менструальных отпусках вспомнили почти 100 лет спустя, в 2013 г., когда один из депутатов внес в Госдуму законопроект о двух ежемесячных дополнительных выходных для женщин. Однако эту инициативу встретили без энтузиазма и закон так и не был принят.
Что еще почитать по теме
- Не вырывать седой волос и есть капусту: 3 мифа и 3 факта о женской красоте
- Все мужики — сво…? Как расстаются в разных странах мира
- «Гости на красных „жигулях“» и «эти дни»: почему тема менструации табуирована у нас и как с этим в Европе?