Приветствуем, друзья! В прошлой истории про дальнобойщика-международника мы не рассказали главного: сколько же платили за перевозку на дальние расстояния плюс за высокий моральный облик советскому человеку – сотруднику Совтрансавто? И выше ли был уровень его жизни, лучше ли условия труда, чем сегодня? И смогут ли современные дальнобойщики соответствовать требованиям того времени? Попробуем прояснить, погнали!
Конечно, в разное время у советских шоферов в зарубежных поездках были разные условия, ведь сами рейсы на дальняк начались из Союза в 1963 году, и сразу в западную Европу. Осуществлялись они на автомобилях МАЗ, и это был ну очень некомфортный для таких дел автомобиль.
Как любили говорить те, чье рабочее место было в кабине МАЗа – в кабину залез белым человеком, а вылез, как из шахты. В меньшей мере это касалось, естественно, зарубежных рейсов – там в основном были всегда новые машины. Но всё равно, в кабине было не развернуться, а про чайники, микроволновки и все эти кофемашины советским шоферам и мечтать не приходилось.
Лишь позднее советское руководство озаботилось комфортом водителей и престижем СССР на этом поприще, и страна закупила Volvo.
Зарплата была большая (об этом ниже). Но что нужно было уметь?
Кстати, понятия «дальнобойщик» в Советском Союзе не существовало: был либо водитель, либо шофёр. И чем отличался первый от второго? Водитель был способен везти груз, а шофер кроме этого ещё и разбирался в устройстве автомобиля и мог, если что, устранить неисправность.
И это первая вводная к вопросу размера зарплаты: на международных рейсах работали именно шоферы, ведь одним из условий «конкурсного» отбора на эту должность был стаж работы в автосервисе авторемонтном цеху слесарем по ремонту машин не менее двух лет. Стаж безаварийной езды, как мы уже писали, от пяти лет. Это так называемая основа, хардскилл.
Вторая вводная: отсутствие вредных привычек (ну, или мастерство их скрыть) – не пить, не курить, не материться. Да, на МАЗе шестидесятых годов выпуска не материться! Нам кажется, это труднее всего, хотя про себя, наверное, матерились все.
Третье: вид всегда «с иголочки» - для шоферов-международников была пошита форма, как для пилотов, с фуражкой и галстуком, и уронить престиж страны мятыми портками или засаленным воротничком белой рубашки – всё равно, что подписать своё заявление на увольнение.
Ну и ещё один немаловажный софтскилл советского водителя – международника, и КГБ здесь ни при чем – взаимовыручка водителей на дорогах. Как это зачастую (не всегда, конечно) происходит сейчас:
Остались, конечно, люди, но, чтобы кто-то помог, стоять надо долго. Я однажды часа два ждал помощи, остановился дедушка на газончике. На MAN у меня протектор снялся на ходу – благо, что потихоньку ехал. Нужно было два домкрата. Кричал-кричал по рации – вымерли все полностью. Слушаю, что кто-то разговаривает, встреваю в разговор – и сразу тишина полная. Что в Румынии, что в России. (с просторов интернета).
Раньше первая же машина останавливалась, водители помогали друг другу. Помещаем в наш список умений за зарплату советского дальнобойщика ещё один пункт – неравнодушие.
Умений много, но и размеры заработка впечатляют
Вообще, все водители в СССР получали достойное вознаграждение за свой труд. Если простой инженер получал 120-150 рублей, а работяга – под 300, то заработок водителя грузовика начинался от 500 рублей в зависимости от региона большой страны. На северах зарабатывали и 900+, в южных регионах – от 600 деревянных.
Международники же, безусловно, считались элитой и поднимали не меньше тысячи рублей в месяц. Прибавьте к этому командировочные в валюте, да и регулярные зарубежные поездки считались ох каким благом: в стране Советов-то был дефицит.
Водители-международники же и технику-электронику привозили, и невиданные импортные игрушки детям, и вкусности-деликатесы, которых простые советские люди и в глаза не видели. А это, на секундочку – залог дружбы с нужными людьми, и практически везде «открытых дверей».
Так что, пожалуй, уровень жизни у водителя-международника Совтрансавто был повыше нашего. Но и умений больше. А вы как думаете?