Мы продолжаем знакомится с парадными комнатами Букингемского дворца. О начале нашего пути можно прочитать в предыдущих статьях.
Немного истории, и идем во дворец
Большой вестибюль и Парадная лестница
Поднявшись по Парадной лестнице, мы попали в Зеленую гостиную – первую парадную комнату на нашем пути.
Зеленая гостиная используется для дипломатических приемов, официальных аудиенций или как комната ожидания перед Тронным залом.
Легко понять почему эта гостиная называется Зеленой. Ее стены украшены зелеными с золотом шелковыми обоями, которые заменяются каждые 30 лет, и подчеркнуты бело-золотой штукатуркой. Последний раз обивка стен менялась в 1949 году.
Первоначально это был салон герцогини Бэкингемской, самая большая комната на первом этаже старого Букингемского дома. Под руководством сэра Уильяма Чемберса в начале 1760-х годов он был реконструирован для королевы Шарлотты.
В те годы в комнате появился новый расписной потолок, спроектированный, предположительно, знаменитым художником и археологом Джеймсом Стюартом по прозванию Афинский, и мраморный камин работы Роберта Адама, который сейчас находится в Палате присутствия короля в Виндзоре.
Во времена королевы Шарлотты главным украшением комнаты были знаменитые эскизы для гобеленов Рафаэля, купленные в 1623 году будущим королем Карлом I. Позже эскизы перевезли в Виндзор, а королева Елизавета II передала их в музей Виктории и Альберта.
Позже комнату довольно сильно переделал Джон Нэш, который занимался реконструкцией Букингемского дома по заказу короля Георга IV. В это время здесь появился гипсовый потолок с богатой лепниной и дверной проем, ведущий в Тронный зал.
Но зеленой эта гостиная стала только в 1834 году. Инициатором преображения стала королева Аделаида, которая была тронута бедственным положением обедневших шелковых мастеров в Ирландии и придумала для них грандиозный королевский заказ: шелк для обивки стен гостиной. И, так как речь шла об Ирландии, то и цвет был выбран соответствующий – зеленый.
Все остальное убранство комнаты – ковер, шторы, мебель, декор - тоже было подобрано в зеленом цвете.
Позже ковер был заменен на рубиново-красный, с вытканными золотым цветом медальонами.
Таким образом монохром сменился классическим сочетанием зеленого и красного.
Гостиная освещается четырьмя хрустальными люстрами с каскадами капель.
Практически вся мебель и декор были приобретены до 30-х годов XIX века королем Георгом IV и его преемниками.
Среди мебели выделяются стулья и кресла от Morel & Seddon, входящие в большой гарнитур, первоначально созданный для Багровой и Белой гостиных в Виндзоре.
Круглые дубовые столы были приобретены королевой Викторией в 1830-е годы.
Особо примечателен центральный стол с вращающейся столешницей из дуба, шпонированного красным деревом, перламутром и черепаховым панцирем на красной фольге и позолоченном треножнике с львиными лапами, резными пальметтами и акантом. Стол оснащен четырьмя декорированными выдвижными ящиками.
К более раннему периоду – конец XVII – середина XVIII века - относятся шкафы и комоды из черного дерева, с богато декорированными передними панелями. В декоре использован черепаховый панцирь, рог, олово, позолоченная и посеребрённая бронза. Скорее всего, эти предметы мебели имеют французское происхождение.
Неправильной формы рояль, отделанный ореховым шпоном и инкрустированными латунными лиственными полосами, был изготовлен в 1817 год мастером Исааком Моттом.
Рядом с ним – дубовый табурет с обитым нежно-зеленым шелковым дамастом сидением.
Одно из центральных элементов комнаты – большое позолоченное зеркало, расположенное над камином. Оно декорировано рамой в стиле барокко с лиственным декором.
Рядом с камином – каминная перегородка их позолоченного бука с зеленым шелковым дамасским панно работы мастеров фирмы Morel & Seddon 1828 года.
На каминной полке - каминные часы с корпусом из желтого сиенского мрамора с фигурой Аполлона из патинированной бронзы.
Комнату украшают наборы канделябров из патинированной и позолоченной бронзы, изготовленные в начале XIX века.
Основу «зеленого» декора гостиной составляют многочисленные вазы из севрского фарфора, приобретенные королем Георгом IV.
Самая известная из них - ваза «попурри» с перфорированной крышкой из коллекции маркизы де Помпадур. Такие вазы заполнялись ароматической смесью и служили для ароматизации помещения.
Но давайте познакомимся поближе и с другим вазами севрского фарфора.
И, разумеется, как любая уважающая себя комната в настоящем дворце, Зеленая гостиная может похвастаться хорошей коллекцией картин.
Посмотрим на некоторые из них.
И, как я уже упоминала вначале, одна из дверей Зеленой гостиной ведет в Тронный зал. Пройдем туда и мы. В следующей статье.