Валентина ничего не понимала. После первой фразы сына в голове зашумело, и дальнейшие слова долетали, как сквозь вату:
- Мама, мы не уживемся под одной крышей. Я устал от вас обеих и от всего, что происходит в доме. Тебе надо уехать.
- Мне?! – переспросила Валентина, думая, что ослышалась.
- Тебе, – кивнул сын.
- И куда, по-твоему? – женщина потихоньку стала приходить в себя после первого шока.
- К дяде Володе. Он не против, я ему уже позвонил.
После этих слов Валентина не выдержала и, заплакав, ушла в свою комнату.
- Бабушка, ты чего? – бросилась к ней падчерица сына, которую с первого дня считала внучкой, – отношения были теплые, они даже спали вместе, отдав лучшую комнату родителям.
- Ничего, ничего, девочка, – опомнилась Валентина и стала медленно, словно надеясь, что сын передумает, собирать вещи. – Это я так, вспомнила кое-что.
Внучка вернулась за письменный стол, где делала уроки, но периодически бросала на бабушку испытующие взгляды.
...Самой Валентине со свекровью повезло. Когда она, юная жена, пришла в ее дом, свекровь была немолодой – сына родила в 43 года. Судьба вообще не баловала эту добрейшей души женщину.
Первого мужа, когда началась война, призвали на фронт. Однако в дороге состав разбомбили, и они, не нюхавшие пороха, попали в окружение. Казнь пленников была показательной - мужа и его товарищей фашисты повесили в родном городе на глазах у жены. Она осталась с двумя детьми.
После войны на нее обратил внимание бухгалтер конторы, где работала. Несмотря на то, что вокруг было много одиноких и бездетных женщин, взял в жены вдову с детьми. Она была беременна четвертым ребенком, когда заканчивали строительство собственного дома. Муж мечтал о новоселье, поэтому, чтобы его ускорить, работал наравне с плотниками.
...Оставалось положить последний венец, когда бревно сорвалось и упало прямо на мужа. Он погиб на глазах у несчастной женщины, которая стала дважды вдовой. Роды были преждевременными, но ребенок выжил. Горе мать держала в себе. Как вырастила детей, вспоминать не любила.
- Ай, детка, – говорила позже Валентине, - это была не жизнь, а мука.
Но женщина справилась, всем детям дала образование. Зятьев и невесток уважала, и они платили ей тем же. Валентина помнит, как после родов у нее начался мастит, массировать и сцеживать грудь помогала свекровь. Старалась всегда подставить плечо, чтобы молодая мама поспала лишний часок или отдохнула. Это не забывается.
С ее сыном Валентине пришлось развестись – потеряв работу, он стал шабашить и пить. Но самое страшное, что по его вине погиб их первенец, и этого Валентина не смогла простить. После развода, хотя вместе уже не жили, старалась помогать бывшей свекрови. Навещала ее в больнице, куда та попадала в последние годы часто, покупала нужные лекарства. И на похоронах была – как своя.
Второго ребенка Валентина родила не в браке – над могилой сына пообещала, что замуж больше не выйдет. И не вышла, слово сдержала. Однако цель в жизни поставила – родить.
Мужчина, который был отцом ее Дмитрия, ребенка признал и хотел на ней жениться. Уговорить не смог. Помогал всегда, даже несмотря на то, что впоследствии женился на другой женщине. Разлад у них с сыном случился на почве женитьбы Дмитрия.
Он первый раскусил Веронику, так звали невестку. Красивая, яркая, она вместе с тем была расчетливой особой. Старше сына на два года, после развода растила дочь. Искала мужчину, за которым была бы как за каменной стеной, и нашла в лице Дмитрия.
Парню было уже хорошо за тридцать. Жил с матерью, работал в серьезном учреждении, однако о женитьбе не думал. Валентина очень переживала по этому поводу. Когда сын после очередного корпоратива изменился, повеселел, стал где-то задерживаться, сплюнула через плечо «тьфу-тьфу», чтобы только у него все получилось.
Невестка сразу показала свое «фи», когда после свадьбы стали жить вместе, хотя Валентина комнату молодым отдала лучшую, а сама разместилась в спальне с внучкой (с девочкой подружились сразу). Хозяйка, она вскоре почувствовала себя лишней в собственной квартире, – туда не зайди, то не делай. Если у них случался конфликт, невестка, обманывая мужа, старалась выставить мать в невыгодном свете.
Та пыталась донести правду, но Дмитрий не слышал – он устал метаться между двумя близкими женщинами. Валентина не узнавала своего ребенка, который всегда был к ней привязан, однако надеялась, что он, как умный мальчик, акценты расставит правильно. Проиграла, он пошел на поводу у жены.
Владимир, к которому отправлял ее сын, был дальним родственником мужа. Настолько дальним, что свекровь говорила о нем, – седьмая вода на киселе. Был одиноким, жил в частном доме, и в его огороде Валентина сажала овощи. Она всегда чувствовала, что мужчина к ней дышит неровно, но давно дала ему понять, что между ними ничего не будет, и он смирился, радуясь возможности видеться с женщиной.
Комнату для Валентины выделил самую светлую и просторную. Не надоедал и не лез в душу, хотя видел, как она страдает. Потихоньку старался отвлечь, рассказывая какие-то новости или прося у нее помощи, – это был беспроигрышный вариант, «мать Тереза», как называли Валентину в глаза и за глаза, не могла отказать. Она очень хорошо печет, поэтому Владимир подсуетился и организовал несколько заказов, чтобы занять женщину делом, а не мыслями.
Почти полгода ее жизнь напоминала бег по кругу: чужой дом – работа, работа – чужой дом. Потом вмешались коллеги:
- Валя, ты потеряешь квартиру, если уйдешь с концами. А невестке, наверное, только того и надо.
И она, продолжая жить у Владимира, стала периодически бывать дома. Невестка снова фыркала, но Валентина перестала обращать внимание. Спустя некоторое время сын сказал:
- Не получится у нас вместе жить. Буду просить, чтобы перевели в другой город, где предоставят жилье.
Если бы этот разговор состоялся раньше, Валентина встала бы на дыбы – карьера сына в родном городе складывалась успешно. Однако после всего, что у них произошло, подумала, что это, наверное, самое правильное. И правда, переезд пошел всем на пользу.
В своей квартире Валентина опять стала единоличной хозяйкой. Сыну в другом городе выделили квартиру, где невестка навела свои порядки. У нее, аккуратистки, все сияло чистотой – внучка показывала по видео, было уютно. По поводу еды мать тоже не переживала – готовить невестка умела и любила.
Сын попал в хорошие женские руки, это было ясно изначально. Вероника его любила и ценила – муж ввел ее в свой круг общения, а для нее, амбициозной, это была важно. Удочерил дочку, за что, как нормальная мать, была ему благодарна. Однако рожать общего ребенка она отказалась категорически.
- Дочка подросла, – объясняла мужу, – и я, наконец, почувствовала себя свободным человеком. Хочу пожить для себя и для тебя, любимый.
Эта новость, услышанная от сына, Валентину расстроила – она очень хотела собственного внука или внучку. Но Дмитрию ничего не сказала, чтобы не вносить разлад между супругами. А его, похоже, все устроило, тем более, что ставку делал на карьеру.
Пару лет назад Дмитрия снова перевели в родной город, но уже с предоставлением жилья. Матери он в основном звонит, интересуясь, как дела и нужна ли помощь. Зато внучка, которая уже учится в университете, забегает регулярно.
- Бабушка, – ластится она к Валентине, – ты у меня самая лучшая.
Порой даже кажется, что они родные, – девочка похожа на нее характером, такая же активная и неугомонная. Хорошо учится, староста курса и волонтер. Глядя на нее, Валентина тоже стала волонтером в общественной организации, которую возглавляет ее подруга. Теперь у них обеих есть общая тема – подопечные и забота о них.
Приобщается внучка и к кухне – все началось с ее искреннего восхищения кулинарными талантами бабушки. Теперь иногда кудесничают здесь в четыре руки, что даже вызывает ревность у родной бабушки, матери Вероники. Кстати, с бабушкой по линии отца бывшая невестка общаться запретила категорически. Та тоже не проявляет инициативы и внучкой не интересуется вообще, удивляя Валентину.
Сама она с невесткой не общается – живя в одном городе, не виделись целый год.
- Это моя боль, – иногда прорывается у Валентины, когда встречаются с подругой.
- А что ты можешь сделать, если невестке это не надо? – рассуждает та и успокаивает: – Сыну твоему хорошо, поэтому радуйся и не трави себе душу.
Валентина старается, хотя для нее, доброй и общительной по натуре, это более, чем странно, когда две женщины, которые любят одного мужчину, сына и мужа, не могут найти общего языка.
Спасибо за то, что были со мной и моими героями.
Если интересно, еще статьи на тему взаимоотношений свекрови и невестки: