Найти тему

Излишняя надменность специалиста исказила мнение об особенном ребенке

Оглавление

Вот все-таки недооценивают окружающие в работе педагогов такую вещь как наблюдение. А уж в той сфере, где основным контингентом являются сложные дети с особенностями развития - так и подавно.

И ничего, что само "наблюдение" уже несколько веков является основой основ в работе с детьми. Ведь без него по сути нельзя составить частный вывод об уровне развития ребенка и, соответственно, разработать для него тот "маршрут", который принесет ему наибольшую пользу.

А иной раз, наблюдая за действиями детей у себя на кружковых занятиях в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ, понимаю, что некоторые надменные специалисты, брезгуя этим самым наблюдением - слишком рано вешают на ребенка неприятный ярлык и заодно советуют мне (и моим коллегам-"кружковцам") нечто в таком духе:

- Вот с ЭТИМ товарищем - особо не церемоньтесь, полный бесполезняк. Максимум, на что он способен - салфетки в окатыши скручивать.

Хммм, ну окатыши окатышами: можно раз покрутить, можно - два. Но, елы-палы, не на каждом же занятии это делать! Но ведь - сам диагност свое мнение выразил, а к диагностам - надо прислушиваться, они - дело говорят.

Короче, такое дело

Если раньше, в день приезда очередной трехнедельной смены детей и родителей к нам в стационары, всех специалистов собирали на медико-психолого-педагогические консилиумы, зачитывали характеристики детей, коллективно подбирали планы работы с каждым ребенком (в т.ч. подходящие творческие кружки), то сейчас - просто пихают всех подряд и куда попало, лишь бы у детей листочек с расписанием не пустовал, а чернел от записей.

А нам (специалистам) - выдают тупо список фамилий. Разумеется, никаких характеристик, а уж тем более - диагнозов. Да что там! Иногда и возраст детей не пишут! Вот так, господа педагоги, формируйте группы и подгруппы из "котов в мешке"!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Посему...

К чему была такая долгая и нудная преамбула? Да к тому, что теперь, ради того, чтобы выяснить, куда и с кем очередного ребенка поставить к себе на кружковые занятия, какую деятельность и из какой программы ему предложить, я вынуждена спрашивать у коллег, которые ведут прием поступающих, что вообще такой-то ребенок из себя представляет. Ну, хотя бы про понимание обращенной речи и способности что-то брать в руки. Все-таки, курирующий специалист-диагност - обязан лучше знать о курируемом ребенке, не так ли?

Карина

С этой девочкой - как раз так и получилось.

В списке, поданном на наше кружковое отделение - только фамилия и буква "К" (первая буква имени). И возраст - тоже не написан. И как мне план работы с ребенком "рожать"? Кто эта девочка вообще?

Вот и пошла я к "курирующим диагностам" узнать хотя бы полное имя и возраст ребенка.

О, в том огромном кабинете сидят ну ооочень высокомерные дамы, которые ну ооочень снисходительной и поучительной интонацией делятся безобидной информацией о ребенке как великими тайными знаниями для избранных. Не знаю, почему.

Сначала сказали кратенько так:

- А? Ага, Карина она. У нас - впервые. Ребенок на домашнем обучении, 9 лет ей.

А что с этой Кариной не так?

- Почему домашнее обучение? Тяжелый "ментальный" диагноз, да? - спрашиваю "хранительницу тайных знаний".

А у дамы, видимо, в этот день было хорошее настроение, она возьми и выпали:

- Ой, Насть, ты знаешь, не обольщайся, что ей уже 9 лет, она - дуб дубом! Вообще "НЕ АЛЁ". Ни с одним простейшим тестом не справилась. Еще и неуклюжая - просто жуть! Из трех кубиков последовательность нормально сложить не может. Ну, на занятиях только глазками лупить будет".

Грубо, однако... Но мадам показала приемный лист Карины с уровнем развития навыков и знаний, а там и правда - только нули да минусы. Даже в графе "цвета и формы" (как раз важной для моего кружка).

Ну что же, будем работать!

А раз уж Карина - "не алё", то придется попробовать начать с самой "элементарщины".

Случайное занятие

По удачному стечению обстоятельств, за день до своего кружкового занятия с Кариной, посчастливилось мне пару часов подменять отсутствующего (по уважительной причине) педагога по игротерапии. И в ее расписании - как раз была Карина. Ну, думаю, сейчас я её и "попробую" (т.е. - "понаблюдаю").

Ах, да!

Помнится (я уже об этом писала пару-тройку лет назад), когда-то давно, один агрессивный и сильный мальчик разломал и растоптал находившиеся у нас в кабинете счёты. Да, обычные счёты, которые использовали время от времени дефектологи на занятиях.

И, в итоге - от них осталось много приличных и безопасных бусин (белые, черные и красные), которые мы тоже стали использовать на занятиях (хотя бы даже для нанизывания и шнуровки).

И...

Раз уж "неалёшной" Карине надо дать сначала очень простое задание, то начну с малого.

  • Даю ей несколько карточек с белыми, черными и красными кружочками. И ведерко с теми самыми бусинами. Ну, Кариша, сейчас я и выясню, что там у тебя с "цветами-формами" и прочими радостями.
  • Да и "неуклюжесть" сразу выявится... Ведь для "неуклюжего-просто жуть" человека - не так просто аккуратно выкладывать каждую последующую бусину, не сбивая предыдущие рядки.
Фото автора
Фото автора
  • А Карина - вполне замечательно, аккуратно и довольно быстро справилась. И сориентировалась в задании еще до того, как я его объяснила! Она и цвета называла во время работы.
  • Ну да, конечно, 3 самых распространенных цвета знать - не такое уж большое достижение в 9 лет. Но, простите, люди, которые "не алё" - не могут даже понять, что вообще происходит вокруг них, разве что сами бусинки есть не начинают.

Агааа. Ладно!

  • Далее - протягиваю Карине шнурочек, беру (с её карточки) обну белую бусину, надеваю на шнурок и прошу Карину вот так же надеть на шнурок все белые бусины с карточек.
  • Карина начинает меееедленно, осторожно(!) выковыривать из рядков одну, Зависла. Выдохнула. Вторую - тоже медленно. Снова зависла. Выдохнула. Взяла еще одну (белую же!), снова зависла. Положила обратно. Снова посидела, уставившись в карточки... Тяжко.
  • А потом, после паузы - аккуратненько так начала "хоккейными" движениями пальцев выкатывать ими красные и черные бусины на стол, оставляя на карточках только белые.
Вот именно, аккуратненько! Где госпожа-диагност неуклюжесть увидела? Да и сама тактика Карины - разве не показывает то, что человек о чем-то думал, прежде чем сделать действие? Ведь когда она убрала "чужие" бусины, сборка "белых" пошла намного быстрее и веселее. Определенно, какой-нибудь "дурачок" - не догадается облегчить себе работу таким вот способом. Ай да диагносты! Обкакали ребенка по самые косы - и сидят себе, радуясь своему остроумию.
Фото автора
Фото автора

Дальше - больше!

Когда Карина нанизала все белые бусины, она, показав пальцем на кучки отложенных (не белых) бусин, на вполне нормальном человеческом языке спросила:

- И эти на веревочку?

И это, по-вашему, "не алё"? Да это уже как минимум "Алё, здравствуйте, вас приветствует компания Интеллект-ру"! И я ведь, заметим, особо ничего с Кариной не делаю, только наблюдаю. И уже столько интересного о ней узнала!

Не перестаю удивляться

Когда все бусины с карточек оказались на шнурке, я решила все-таки "докопаться" до Карины. Говорю:

- А теперь - посчитай все белые, все черные и все красные!

Карина, положив шнурок со "змейкой" бусин на стол, стала медленно считать, надавливая пальцем на каждую бусинку

Один, два, три... (и так до 13)...

Сбилась. Начала снова (и тоже с пальцем): один, два, три... (до 11).

Опять сбилась. Точнее, счет идет верно, а толстый пальчик - присел сразу на 2 бусины и... заблудился.

Фото автора
Фото автора

Она сделала еще пару неудачных попыток... Расстроилась.

Я предложила ей пару минут отдохнуть, потянуться. А сама понимаю: вооот, человек даже при неудаче не бросает работу, а начинает сначала! "Не алё" - ушло в сад!

Вообще сбой системы

Карина посидела чуть-чуть... А потом - улыбнулась и крикнула:

- Ааа! Ооо, вот! Тааак!

Отложила свою "змейку", придвинула к себе поближе те самые карточки, с которых она сняла бусинки, и... начала СЧИТАТЬ КРУГИ на карточках!

Вот же они, те же самые, только плоские, большие и удобные для пальца!

И ведь надо было додуматься, что, раз эти бусины лежали ПРАВИЛЬНО на этих же кружочках, то и количество, и цвета - одинаковые! Да, блин, кто вообще "умеренную умственную на фоне РАС" этой девчонке "впаял"? Да у меня аж за ушами зачесалось, до чего интересен этот ребенок!

Ах, да... я ж - обычный кружковый педагог, как жеж я смею спорить с высокими умами-"ярлыкодателями!"

И вообще... я же всего лишь наблюдала...

А Вам, дорогие читатели, не только приятных наблюдений, но и приятных событий!

Буду рада добрым верным гостям и новым подписчикам.