Специалист нашей компании предоставил вам актуальную информацию о маркировке "Честный знак".
Маркировку, отслеживание товара в Российской Федерации осуществляет Национальная система цифровой маркировки «Честный знак».
В России обязательная маркировка ряда товаров (сигареты, обувь, одежда, шины и др.) введена с 2019 года. На молочную продукцию стали наносить маркировку с 1 июня 2020 года. К 2024 году планируется сделать маркировку сплошной для всех без исключения товаров.
Решение о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров в форме государственно-частного партнёрства было принято правительством РФ и одобрено президентом РФ. Это государственно-частное партнёрство стало первым в России ГЧП в области информационных технологий. Частным партнёром проекта и оператором системы выбрано ООО «Оператор-ЦРПТ», публичным партнёром и координатором — Минпромторг России.
Маркировка «Честный знак» — система, позволяющая отслеживать путь товара от производителя до потребителя. Её главные задачи — обеспечить отечественному рынку прозрачность, ликвидировать контрабанду и повысить качество продукции. С её помощью компании-изготовители получают возможность развиваться в условиях честной конкуренции, а покупатели — приобретать изделия, соответствующие действующим стандартам.
Процесс маркировки предполагает нанесение уникальных знаков на каждое продаваемое изделие и занесение соответствующих сведений в базу данных «Честный знак». Такая процедура обязательна для любой организации, которая выпускает и реализует продукцию, подлежащую маркировке.
Нормативно-правовая база.
Федеральные законы
- № 487-ФЗ от 31.12.2017 – основной закон об обязательной маркировке, где прописаны ответственность за нарушения правил работы, а также закон вносит изменения в более ранние нормативные акты о кассах и торговле.
- № 488-ФЗ от 25.12.2018 – дает определение «товары, подлежащие обязательной маркировке», «средства идентификации», «код маркировки», «участники оборота», определяет правила функционирования системы маркировки.
Распоряжения Правительства
- 791-р от 28.04.2018 – устанавливает принципы и модель работы системы.
- 792-р от 28.04.2018 – утверждает список товаров.
- 515 от 26.04.2019 – регулирует основные положения маркировки: порядок нанесения кодов и правила участия в системе контроля.
Код Data Matrix
Data Matrix используется в качестве средства идентификации. Это штрих-код квадратной или прямоугольной формы. Наносят на сам товар, упаковку или этикетку. Минимальный размер 0,5х0,5 см. По сравнению с QR-кодами, RFID-метками отличается высокой степенью защиты, позволяет расшифровать данные, даже если 30% поверхности этикетки повреждено.
Data Matrix состоит из:
- идентификатора GTIN – означает позицию продукции в международном справочнике GSI,
- серийного номера, в том числе с Кодом ТН ВЭД ЕАЭС,
- ключа и кода для проверки подлинности товара и защиты от копирования.
Как это работает.
С маркировкой работают все участники товарооборота: производители, импортеры, оптовики, розничные магазины.
Производитель получает коды в системе маркировки Честный Знак, наносит их на товары и вводит в оборот.
Дистрибьюторы и оптовики покупают продукцию у производителя, получают от него документы с кодами, проверяют их соответствие и становятся владельцами. Прежде, чем передать товар в розницу, сканируют коды маркировки и указывают их в накладных.
Торговые точки проверяют соответствие кодов, продают товар покупателю и передают данные о выбытии в Честный Знак из онлайн-кассы через ОФД. Для этого у продавцов должна быть ККТ с поддержкой ФФД 1.2.
*Любой покупатель может скачать приложение для маркировки продукции «Честный знак» на телефон и с его помощью, еще до оплаты товара, проверять изделия на подлинность, легальность, качество и безопасность.
Теперь принять поставку или продать товар клиенту можно будет только через систему цифровой маркировки и прослеживания «Честный знак». Маркировку вводят постепенно: для каждого типа товаров разные сроки и правила.
Оборудование для маркировки
Что и когда маркируем.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, определен Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года
Маркировка «Честный знак» для продукции легкой промышленности.
Маркировка «Честный знак» для обуви.
Маркировка «Честный знак» для шуб.
Маркировка «Честный знак» для парфюмерно-косметической продукции.
на текущий момент, обязательной маркировке не подлежат следующие парфюмерные товары:
· пробники и тестеры, если их объем не превышает 5мл.*;
· выставочные флакончики;
· экспериментальные образцы парфюмерной продукции;
· кремоообразные духи;
· парфюмерия в твердом виде, например, ароматизированные карандаши или парфюмированные тальки.
*допускается и такой вариант, когда продавец может самостоятельно сделать пробник из флакона объемом свыше 5 мл., то есть из обычного флакона духов. Легально сделать это можно, предварительно выведя интересующий вас экземпляр из оборота.
Еще один нюанс касается оптовых и розничных продавцов. Если возникает необходимость реализации отдельных частей заранее укомплектованного производителем набора парфюмерии, то каждая отдельная единица должна быть промаркирована индивидуально. Кроме того, создавая комплекты самостоятельно, продавец должен получить код для комплекта в системе «Честный знак» и разместить его на упаковке.
Ответственность за отсутствие маркировки «Честный знак».
За отсутствие кода товара в чеке (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
· Для должностных лиц: 1 500- 3 000р.
· Для юридических лиц и ИП: 5 000- 10 000р.
Движение продукции без маркировки расценивается как нарушение ч.2 ст. 12.15 КОАП РФ:
· Для физических лиц: 2 000- 4 000р.
· Для должностных лиц: 5 000- 10 000р.
· Для юридических лиц: 50 000- 300 000р.
+ изъятие всей немаркированной продукции
Если сумма (в закупе) превышает 1,5 млн. руб., вступает в силу УК РФ 171.1:
· Штраф до 300 000р.
· Принудительные работы до 3 лет
· Лишение свободы до 3 лет
Подготовка продукции к маркировке «Честный знак».
Перед тем как наносить маркировку «Честный знак» на продукцию, нужно подтвердить, что она отвечает условиям регламента Таможенного союза (ЕАЭС) или требованиям законодательства РФ. Для этого нужно получить декларацию или сертификат соответствия. Какой именно документ потребуется, зависит от вида товара, его характеристик, области применения.
Особенности маркировки при импорте товара в Россию
В отличие от остальных участников рынка, импортер имеет дополнительное звено при ввозе товара в страну — таможню. Это тот пункт, где за нарушение правил маркировки он сразу может поплатиться либо деньгами, либо временем, — а именно, получить штраф, или простой на таможенном складе вплоть до возврата немаркированного товара поставщику.
Маркировка должна быть произведена до помещения товара под таможенные процедуры (до ввоза в РФ).
Что изменится в процессах
1. Заказать коды в системе Честный ЗНАК
На каждую единицу товара, будь то пачка сигарет, пара обуви, рубашка или флакон духов, необходимо заказать свой уникальный код. Каждая единица товара подлежит маркировке и прослеживается в системе.
1) Получить у ЦРПТ регистратор эмиссии или доступ к системе управления заказами для заказа кодов.
2) Заказать необходимое количество кодов.
2. Передать коды в место их нанесения
Нужно организовать процесс нанесения кодов на товар. Это может быть и производство, где помимо изготовления товара наносятся этикетки, ярлыки и бирки, или распределительные центры и склады. Каким образом передавать коды, не оговаривается.
1) Определить место нанесения, организовать процесс нанесения кода маркировки.
2) Согласовать с исполнителем, каким образом будут передаваться коды, в каком виде и формате.
3) Определить, каким образом исполнитель будет передавать импортеру сведения о нанесении.
4) Отчитаться о нанесении кодов в систему «Честный знак».
3. Учитывать изменения при подаче деклараций из стран, не участвующих в ЕАЭС
В случае импорта товара с территории стран, не являющихся участниками ЕАЭС, нужно будет поместить коды о ввозимом маркированном товаре в таможенную декларацию. Формат декларации будет доработан. Уже известно, что в декларации можно будет указать как коды каждой единицы товара, так и коды-агрегаты. Это коды тех же транспортных упаковок. Сформированные коды-агрегаты нужно зарегистрировать в системе «Честный знак», указав, какие коды в них лежат. Количество уровней такого агрегата не ограничено: можно составить агрегат на другие агрегаты (так, например пачки сигарет упаковываются в блоки, а блоки в короба).
1) Доработать программу для подготовки декларации и научиться передавать в нее коды.
2) Передать в систему Честный ЗНАК сведения о вводе товара в оборот.
4. Если товар импортируется из стран — участниц ЕАЭС, передать в систему Честный ЗНАК сведения о ввозе товара
1) Поставить программное обеспечение для формирования и передачи в «Честный знак» сведений о ввозе товара.
5. Нанести коды-агрегаты на упаковку
Если вы отгружаете товар в агрегированных или транспортных упаковках, вы можете сформировать и нанести на упаковки коды-агрегаты. При формировании такого кода в системе «Честный знак» указывается, какие коды товара в нем содержатся.
1) Сформировать код-агрегат и зарегистрировать его и его содержимое в системе «Честный знак».