Одиннадцатый и предпоследний этап раллийного марафона Дакар-2024 в Саудовской Аравии решил исход поединка между Карлосом Сайнсом «Audi» и Себастьяном Лебом «Prodrive». Леб потерял более часа из-за технической проблемы и это означает, что «Audi» находится на пороге своей первой победы в общем зачете. Сайнс может в четвертый раз выиграть самое сложное ралли в мире.
В четверг предпоследний этап пролегал на расстояние более 587 километров от Аль-Улы до Янбу, прибрежного города на Красном море. Засекреченный спецучасток составлял 420 километров. Местность была трудной. Многие каменистые проходы заранее вызвали серьезные опасения по поводу проколов шин.
После вчерашних проблем оба претендента на победу начали еще дальше. Леб стартовал с 16-го места, а Сайнс — с 22-го. Эль-Матадор имел запас в 13 минут и 22 секунды в общем зачете, поэтому Лебу пришлось атаковать. Решение было принято после 132 километров. При жесткой посадке француз повредил переднюю левую подвеску своего «Hunter». Требуемых запчастей в машине не оказалось. Лебу и его штурману Фабиану Люркину пришлось ждать помощи.
Сначала было сказано, что они хотят дождаться грузовика помощи, но на тот момент грузовик с срочно необходимой запчастью еще не стартовал и не бы там за несколько часов. Лебу помог стартовый номер 254. Китайская команда «Yuanxiang» участвовала в Дакаре на клиентских машинах «Prodrive». Цзы Юнган и Хун Ю Пан остановились и помогли с ремонтом, используя детали от своего внедорожника.
Леб смог продолжить путешествие. На отметке 175 километра для него снова появилось промежуточное время. К этому моменту потеря времени Сайнса составила 75 минут. С тех пор все было направлено на защиту места на подиуме для Леба.
Затем «Toyota Hilux» Лукаса Мораеса остановилась на 360-м километре. После еще одной остановки на несколько минут на 370-м километре Леб наконец достиг финиша, отставая почти на полтора часа. За Сайнсом общий рейтинг пошатнулся. Новое второе место – бельгиец Гийом де Мевиус на «Toyota Hilux» из команды «Overdrive». Он принимает участие в своем третьем Дакаре. Леб опустился на третье место, отстав от де Мевиуса на восемь минут. Мораес из-за своих проблем опустился на девятое место.
На предпоследнем этапе у Сайнса не было драматичных событий, и он уверенно дошел до финиша. 61-летний спортсмен занял третье место в ежедневном зачете после своих партнеров по команде «Toyota» Герлейна Чичерита и де Мевиуса. Это означает, что Сайнс и «Audi» имеют преимущество почти в полтора часа перед финалом в пятницу. Двенадцатый и последний этап — это обход Янбу. В программе осталось всего 175 классифицированных километров.
Сайнс может отпраздновать свою четвертую победу в общем зачете после 2010 года (с «Volkswagen»), 2018 года (с «Peugeot») и 2020 года (с «X-raid Mini»). Для «Audi» это будет первый триумф на легендарном ралли Дакар. Успех пришел с третьей попытки на «RS Q e-tron». Это последний шанс, ведь революционной машины с электродвигателями больше не будет на старте Дакара в следующем году. Отныне внимание «Audi» будет сосредоточено на Формуле-1 в 2026 году.
Результаты 11-го этапа (топ-3 — внедорожники):
1. Гирлейн Чичерит «Overdrive-Toyota Hilux» — 4:43.00 часов
2. Гийом де Мевиус «Overdrive-Toyota Hilux» +5.32 минуты
3. Карлос Сайнс «Audi RS Q e-tron» +5.35 минуты
Общий зачет:
1. Карлос Сайнс «Audi» — 46:23.47 часов
2. Гийом де Мевиус «Overdrive-Toyota Hilux» +1:27.06 часов
3. Себастьян Леб «Prodrive Hunter» +1:35.02 часов
Росс Бранч выиграл одиннадцатый этап ралли Дакар после захватывающей борьбы. Гонщик «Hero» в нескольких секундах держал позади себя в бою Рикки Брабека. Последний все еще находится на титульном пути и почти может получить свой второй Touareg Trophy.
Бранч и Брабек весь день боролись за лидерство. Брабек воспользовался дополнительными секундами, а Бранч показал лучшее время дня. На финише Брабеку не хватило чуть меньше полминуты до своей второй победы на этапе подряд. Ботсванское отделение в пятый раз стало победителем этого Дакара.
На первом этапе измерения было ясно, что двое джентльменов решат, кто выиграет этап. Брабек должен был стартовать первым и таким образом заработал бонусные минуты. Это было очень необходимо, чтобы не отставать от следа Бранча, который превосходно провел свой байк по каменистому маршруту. На пункте дозаправки разрыв составил всего несколько секунд, и то в пользу Бранча. Во второй части лидерство несколько раз переходило из рук в руки, поэтому долгое время было неясно, кто из гонщиков выиграет одиннадцатый спецучасток. Только на последних километрах Бранч смог изменить ситуацию: ботсванец, сделав сильный финальный бросок, показал лучшее время дня. Адриен ван Беверен занял третье место и, следовательно, также занимает третью позицию в общем зачете. Первые три места в рейтинге, похоже, почти наверняка займут именно эти гонщики.
Из-за дня, полного проблем для Хосе Корнехо, чилиец больше не выглядит кандидатом на подиум. Сломанный топливный насос стал причиной большой потери времени, и на финише разрыв составил более пятнадцати минут. Удар для гонщика «Honda», который проводил великолепный Дакаре.
Брабек теперь действительно изменил рейтинг. 32-летний калифорнийец удерживает преимущество чуть более чем на десять минут над Бранчем перед коротким заключительным этапом в пятницу. Лишь в крайне необычных обстоятельствах трофей не достанет Брабеку. За ним это немного ближе друг к другу. Ван Беверен идет по пятам за Бранчем — его отставание составляет чуть более четырех минут. Ситуация может легко измениться в последний день.
Результаты 11-го этапа (топ-3 — мотоциклы):
1. Росс Бранч «Hero» — 4:51.57 часов
2. Рикки Брабек «Honda» + 00.32 минуты
3. Адриен ван Беверен «Honda» +3.17 минуты
Общий зачет:
1. Рикки Брабек «Honda» — 49:37.57 часов
2. Росс Бранч «Hero» +10.22 минуты
3. Адриен ван Беверен «Honda» +14.31 минуты
Чешская «Praga» добилась успеха на второй неделе Дакара, но Алешу удается выиграть всего пять минут у лидера «Iveco» Мартина Мацика, который финиширует вторым, не рискуя. Гонщик «MM Technology» имеет преимущество над Лопрайсом на пару часов.
Звезда «Iveco» не побеждал на трех этапах, но 46-й этап Дакара, предназначенный для грузовиков, монополизирован зубром итальянских дорог. После двух успехов гибридного «Renault» Герта Хузинка, «Praga V4S DKR» Лопрайса вернулась на первый план, выиграв 11-й этап со спецучастком длиной 420 км со смешанным рельефом, что нарушило тенденцию дня, в результате чего на первый план вышли две «Tatra Bugyras» Ярослава Вальтра, третьего, и Паскаля Де Баара, четвертого.
Если сценарий дня был немного нарушен, то физиономия генеральной классификации не изменилась: Мацик лидирует в общей классификации и накопил уже такое преимущество, что ему не нужно рваться вперед, защищая преимущество и контролируя гонку. Даже когда он прибыл Янбу, он финишировал вторым, уступив всего пять минут Лопрайсу, отстававшему более чем на два часа.
Результаты 11-го этапа (топ-3 — грузовики):
1. Алеш Лопрайс «Praga» — 5:18.50 часов
2. Мартин Мацик «Iveco» +5.07 минуты
3. Ярослав Вальтр «Tatra» +31.49 минуты
Общий зачет:
1. Мартин Мацик «Iveco» — 52:31.45 часов
2. Алеш Лопрайс «Praga» +2:01.01 часов
3. Митчел ван ден Бринк «Iveco» +4:27.25 часов