Эта история берет начало в 2008 году, когда женщина из Магадана усыновила маленького Валеру. Мальчик родился в колонии, где его биологическая мать сидела за убийство. Сначала его забрали в дом малютки, а потом перевели в детдом, откуда он и попал в семью Любови. На тот момент у женщины и ее супруга уже были двое родных детей, которые повзрослели и покинули родительский дом. Чета хотела о ком-то заботиться, поэтому решилась на усыновление ребенка.
Пройдя все необходимые инстанции, собрав кипу документов и доказав свою благонадежность, пара усыновила Валеру. Очень скоро в семье начались проблемы: мальчик не мог нормально кушать - его либо рвало, либо он сразу же бежал в туалет. Приемная мама тут же повела сына в местную больницу, где врачи установили хроническое расстройство процессов пищеварения. Если сказать проще: пищу организм Валеры практически не усваивает. Дальнейшие обследования как в магаданских, так и в столичных клиниках выявили еще несколько заболеваний, в числе которых редкая генетическая болезнь - церебрально-гипофизарный нанизм.
На основе страшного диагноза московские специалисты рекомендовали поставить Валере инвалидность, что и было сделано в 2010 году. С тех пор он находился под постоянным контролем медиков, а приемная мама старалась следовать указанной врачами строгой диете. В 2017 году состояние ребенка сильно ухудшилось, местные специалисты развели руками и заявили, что мальчик, скорее всего, не выживет.
- Это редкое генетическое заболевание, он один у нас такой в регионе был, поэтому приемная мать повезла его лечиться в Москву. В Магадане специалистов такого профиля нет, - объяснил тогда корреспонденту «КП» - Хабаровск» Денис Павлик, уполномоченный по правам ребенка в Магаданской области. - Приемная мать Валеры перепробовала все клиники, и везде ей говорили, что ничего нельзя поделать. Поэтому она в интернете нашла специализированный центр в Москве и поехала туда с ребенком.
СПАСТИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
И без того хрупкое здоровье ребенка в 2017 году подкосила пневмония, поэтому Любовь помчалась с ним в Москву. Врачей столичного эндокринологического научного центра внешний вид Валеры, мягко говоря, насторожил: в 11 лет при росте 105 сантиметров он весил около 11 килограммов. Женщину без разговоров отстранили от приемного сына, а в дальнейшем забрали и право опеки.
- Последние года два он не поправлялся, его вес был в районе 10,5 - 12 килограммов, - рассказывала «КП» Екатерина, родная дочь Любови. - В одной из больниц врач вызвала маму к себе и сказала: «Готовьтесь к самому худшему, возможно, ребенок скоро погибнет, потому что лечение пользы не приносит». Мама не опускала рук, она сама нашла в интернете этот московский центр, куда поехала спасать Валеру, никак не думая, что оттуда ее отправят за решетку!
Как вспоминает сводная сестра, Валере врачи прописывали очень жесткую диету: ему нельзя было кушать изделия из пшеничной муки, коровьего молока, сладости. Иначе - жди реакции.
- Он мог есть продукты из козьего молока, кукурузной и гречневой муки. Мясо ему было можно, но только протертое, чтобы не травмировать желудок. Валера кушал макароны из специальной муки, фрукты, творог, ему нужно было обязательно есть смеси в рамках лечения. Печенье, пирожные, торты ему давали специальные, где написано «без глютена».
Врачи сообщили об истощенном мальчике во все ответственные инстанции, после информация дошла до следкома, где было заведено уголовное дело, а приемная мама Валеры проходила в нем как свидетель. Женщина не скрывалась, предоставляла все необходимые сведения и документы, параллельно пыталась вернуть опеку над ребенком, но безуспешно. В ноябре 2017-го Любовь из свидетеля стала обвиняемой и отправилась в столичный СИЗО.
ВЗРОСЛОЕ МНЕНИЕ
После всех этих событий Валеру усыновила другая семья. Его новой приемной мамой стала Светлана Сулейманова, юрист столичной Морозовской больницы. Женщина воспитывает 13 детей, среди которых есть как родные, так и приемные. Она призналась корреспонденту «КП», что, увидев Валеру впервые, едва сдержалась, чтобы не разрыдаться – таким худеньким и бледным был мальчик. Как делилась Светлана, Валера рассказал о своем постоянном меню и указал на таблетки, которыми его якобы пичкала приемная мама.
- Он говорил, что дома его кормят кашами на воде без соли и сахара, иногда рыбным супом и один раз в день разрешают выпить сладкий чай. Мальчик сам показал, какие таблетки его заставляет пить мама, и где они лежат, тоже показал, - говорит Светлана. - Это были сильные слабительные «Бисакодил». А те препараты, что дали врачи – «Креон» и кальций, так и лежали нетронутыми. Он сказал, что слабительные ему давали то одну, то три в день, в зависимости от его поведения. Причем он был уже достаточно взрослый и понимал, что именно после приема этих таблеток ему становится плохо.
Детский омбудсмен Магаданской области летом 2017 года тоже навещал мальчика в московском Центре, и у него об этой встрече, как и о всей этой скандальной истории, сложилось весьма противоречивое мнение.
- Он твердил, что мама плохая, что она хотела его довести до чего-то. Говорил, что в Магадан не вернется, хочет жить здесь, в Москве. Но, знаете, я считаю, что ребенок так не рассуждает в 11 лет. Это взрослое, навязанное мнение, - поделился Денис Павлик.
Отметим, что до попадания в столичный центр Валера думал, что он родной ребенок Любови, об усыновлении ему рассказали московские врачи. Как говорит Екатерина, ее родители собирались сами это рассказать, но попозже, когда мальчик подрастет. Бывшая приемная семья не исключает, что это известие повергло ребенка в шок и во многом отразилось на его отношении к ним, ведь дома, в Магадане он вел себя совершенно иначе.
- Он очень ревностно относился к маме, когда я ее обнимала, - вспоминает Екатерина. - Говорил: «Это только моя мама». Всегда мне рассказывал, что ему можно, что нельзя, что делал, что говорят врачи, делился своими успехами и переживаниями, просил в чем-то помочь. Мы с ним постоянно играли, гуляли.
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
В Магадане Валера не был узником в плену «сумасшедшей матери»: сначала он ходил в детсад, потом в школу, когда состояние здоровья ухудшилось, перешел на дистанционное обучение. В активности ребенку было не занимать - он посещал хоровую школу, бассейн, занимался лепкой и рисованием в местном социальном центре. В обществе инвалидов Валера участвовал в различных мероприятиях и конкурсах. Характеристики сплошь положительные. Впрочем, как и у первой приемной семьи…
- Сотрудники органов опеки их постоянно контролировали, навещали в установленном законом порядке. Все врачи города, как и соцслужбы, знали семью и их проблемы. Мать сидела дома по уходу за ребенком, она с ним везде ездила, - говорил Денис Павлик.
Что касается способов нажиться за счет государственного бюджета, то здесь возникают вопросы. Например, детский омбудсмен и дочь Любови в один голос говорят, что деньги женщина на руки не получала: фонды и ведомства оплачивали проезд, лечение и содержание Валеры, при этом собирали отчетность за их расходование.
- Пенсию по инвалидности родители получали на расчетный счет Валеры, деньги тратились на его лечение и нужды. За все потраченные средства мама отчитывалась опеке, так как они подают финансовые отчеты, - рассказала Екатерина.
ВЕРСИЯ СЛЕДСТВИЯ
Несмотря на все положительные характеристики семьи у следствия сложился другой взгляд на историю. Правоохранители посчитали, что Любовь систематически лишала ребенка еды и пичкала таблетками. В результате у мальчика искусственно сформировались симптомы заболевания желудка и кишечника.
Врачи были введены в заблуждение и мальчику на один год поставили инвалидность, за которую матери выплачивали пособие. Чтобы подтверждать инвалидность и дальше получать деньги, женщина, как считают следователи, продолжала издеваться над Валерой на протяжении семи лет. Как итог – ребенок был истощен, потому что приемная мама кормила его минимальным количеством пищи, необходимым для поддержания жизни.
- Ребенок был доставлен в поликлинику, где опытный врач определила, что ребенка просто не кормят, - сообщал главк СКР по Магаданской области. – Когда мальчик остался наедине с медработником, он подробно рассказал о происходящем. После этого ребенка устроили в другую семью, где ему обеспечили хорошие условия проживания.
Когда Любовь отлучили от приемного сына, мальчик пошел на поправку. Он, наконец, узнал о существовании шоколада и молочных коктейлей.
ВЕРДИКТ
Кроме издевательств над ребенком, следователи установили, что первая приемная мама Валеры предоставляла заведомо ложные сведения в ГУ «Управление Пенсионного фонда по Магадану» и ГУ «Магаданский социальный центр». С 13 ноября 2010 по 15 августа 2017 года она получила более 1,5 миллиона из российской казны. Также ложные сведения Любовь предоставляла в Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, аптеку ОГАУ «Магаданфармация», ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области». Ущерб был нанесен федеральному и региональному бюджетам. Сумма – свыше 2,5 миллиона рублей.
В 2018 году суд приговорил женщину к шести годам лишения свободы. Ее признали виновной по статьям «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», «Мошенничество при получении выплат» и «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».