Найти тему

Ложная самокритичность

Время от времени всем нам приходится осваивать новое, знакомиться с новым и изучать новое. То, как это будет происходить, зависит от многих факторов. Возраст, темперамент, мотивация, интеллектуальный уровень, запас терпения, работоспособность - всё это имеет значение и в той или иной степени влияет на процесс освоения нового. Большое значение имеют личность преподавателя и грамотно подобранные источники информации. Также очень важно трезво оценивать собственные возможности, правильно распределить нагрузку и ставить перед собой достижимые цели. Наконец, способность увидеть некую золотую середину между теорией и практикой, изучением и применением, знаниями и навыками тоже является важным компонентом успеха.

В процессе обучения (которое всегда имеет место быть при освоении нового) важно как не переоценивать, так и не недооценивать усилия и старания, которые мы прилагаем. Есть две крайности:

  • Считать, что всё зависит исключительно от наших усилий
  • Считать, что от наших усилий ничего не зависит

Именно об этих двух крайностях и пойдёт сегодня речь. Есть такая категория - как взрослых, так и детей - которые после двух-трех месяцев занятий, а часто и после всего нескольких, ждут высоких результатов и серьёзных достижений. Столкнувшись же с низкими результатами или с их отсутствием, они сразу записывают себя в неспособные, несообразительные и даже в тупые.

Со стороны это воспринимается как требовательное отношение к себе, здоровые амбиции и честолюбие. Собственно, именно так это и преподносится - как требовательность к себе, как проявление здоровых амбиций и честолюбие. Более того, нередко это преподносится даже как самокритичное(!) отношение к самому себе. Но так ли это? И что на самом деле скрывается за подобным отношением?

У Эриха Фромма есть замечательное определение освоения нового:

"Процесс овладения искусством можно разделить на две части - постижение теории и закрепление практикой. Овладение искусством происходит лишь тогда, когда в какой-то момент теоретические знания и практические навыки соединятся и породят интуицию, которая и составляет истинную сущность понимания любого искусства. Но кроме изучения теории и практики есть ещё и третий фактор: овладение искусством должно быть делом исключительной важности, не должно быть на свете ничего важнее этого искусства".

Под интуицией имеется ввиду "чувствование", когда владение тем или иным предметом/искусством происходит на уровне "кончиков пальцев".

Как было отмечено выше, каждому требуется свое время для овладения навыком на таком уровне и зависит оно от упорства, длительности, эффективности занятий и, конечно, от индивидуальных способностей.

Важна также практика - её количество и качество, насыщенность и последующий грамотный анализ результатов.

Из этого следует, что процесс обучения новому требует уважительного отношения к предмету, высокого уровня интереса, старания, терпения, трезвой оценки своих возможностей и... скромности в оценке темпов собственного движения вперёд.

Исходя из этого, желание быстрых результатов - это не требовательность к себе, а нетерпение, переоценка своих возможностей, нежелание прилагать серьёзные усилия и... неуважение к осваиваемому предмету.

То, что выставляется за здоровые амбиции и честолюбие - на самом деле не что иное, как жажда результатов любой ценой. Ведь не может плод созреть раньше положенного ему срока. Поэтому обвинять себя и ожидать быстрых результатов - это наивная убежденность в том, что созревание плода зависит только от собственных усилий.

Овладевать новым искусством проще и эффективнее вместе с наставником, учителем, тренером. Но при этом очень важна также самостоятельная работа - именно она позволяет быстро расти и именно она позволяет наставнику дать максимум своему подопечному.

Очень многие родители и дети уверены, что "позволять себя учить" - это и есть прикладывать усилия и упорно заниматься. Они уверены, что этого достаточно, чтобы предъявлять претензии к себе, к предмету и к наставнику.

Подобная уверенность имеет продолжение. И дети, и родители убеждены, что отсутствие вопросов в процессе обучения - естественно и нормально. Более того, отсутствие вопросов они воспринимают (и преподносят) как явный признак того, что "ученик все понял, а учитель всё хорошо объяснил".

Это не так, конечно, и свидетельствует о низком уровне интереса. Нет никакой связи между хорошим объяснением преподавателя и отсутствием вопросов у обучающегося. Есть только нежелание узнать больше и дойти до определённых вещей самостоятельно.

Именно по этой причине часто происходит непонимание того, почему плод не спешит созреть. "Ведь мы так много для этого сделали!"

"Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться".

Элвин Тофлер

#эмоциональныйинтеллект #самопознание# #саморазвитие