Найти тему
Изучаю людей

Игра как путь к успешности

Хотя здесь, в отличие от групп центра Гуси-гуси в ВК и телеграме, меня читают не только люди, которым нужны очные занятия в детском центре, есть вещи, которыми я не могу не делиться. В центре начинает работу игровая группа, но поговорить об игре я хочу не только с посетителями центра. Возможно какие-то упомянутые в этой публикации условия существования игры кого-то побудят призадуматься и начать правильно культивировать игру у своих детей или воспитанников.

Итак, сегодня на повестке дня группа игры, свободы и общения. Группа со свободным посещением и плавающим составом, все желающие когда-либо посетить группу просто присоединяются к чату в ватсапе и приходят в удобный день из предложенных (понедельник, четверг или воскресенье)

Для чего вообще ребенку нужна игра - я много раз писала в статьях и подробности осветила в книге "Окно возможностей для вашего ребенка", сейчас всего лишь приведу цепочки взаимозависимостей игра-воображение-образное мышление и игра-коммуникация-словесно-логическое мышление.

Сюжетно-ролевая игра и игра с правилами - путь к человеку адаптивному, гибкому, умеющему адекватно и быстро реагировать на все вызовы окружающей среды и социума, оперативно разрешать все жизненные проблемы, приспосабливаться к обстоятельствам и изменять их. Игра - путь к высшей норме, к человеку успешному, человеку-творцу, человеку-лидеру. И это не банальные навязшие в зубах слова, а совершенно определенные механизмы, подробно описанные в книге. Это если говорить о долгосрочной стратегии. 

В краткосроке же игра - это развитие речи, прежде всего диалогической, коммуникации со сверстниками, которая часто хромает даже у вроде бы успешно общающихся со взрослыми детей, умение решать конфликты социально-приемлемыми способами, поиск компромиссов, саморегуляция и самоконтроль, все виды внимания и вообще все высшие психические функции, мотивация и умение организовать свой досуг и... Куда не посмотри, все с успехом развивается в игре.

Игра - лучшая подготовка к обучению в школе, хорошо игравшие до школы дети спокойно существуют в рамках школьных правил, обладают высоким уровнем произвольности всех психических процессов, что позволяет им быть успешными в школе, вовремя перейдя из игровой деятельности в учебную, а не лихорадочно доигрывая на уроках карандашами, пальцами и всем, что под руку попадется.

Игра - маркер интеллекта и обучаемости, любой специалист знает, что ребенок играющий - это ребенок с высокой скоростью развития, даже при наличии проблем. Именно поэтому игру в нашем центре мы обойти никак не можем и не хотим, и группа свободной игры и игры с правилами распахивает свои двери перед детьми как с особенностями развития, так и без оных. 

Важная ремарка - эта группа предназначена для детей УЖЕ играющих, хотя бы на минимальных оборотах. Детям с отсутствием игровой деятельности в этой группе будет неинтересно, а предлагаемая нашим игропедагогом деятельность не будет находиться в зонах актуального и ближайшего развития ребенка, соответственно не вызовет ничего, кроме фрустрации, как бы ни казалось родителям обратное. Соответственно если на первой встрече выясняется, что ведущая деятельность ребенка - не игровая, мы предлагаем перевести ребенка в коммуникативную группу, о которой поговорим позже. Эта же группа - не для вызывания игры, а для развития уже имеющейся. Для детей, которым очень тоскливо существовать лишь в рамках занятий, занятий и ещё раз занятий, особенно в осенне-зимний период, когда долго гулять сложно и сверстников на площадках нет.

Для этой группы мы создали специальное тщательно продуманное игровое пространство, которое вы можете видеть на фото. Чем оно отличается от игрового пространства, например, в любом ТЦ - тем, что нацелено на строго определенный вид деятельности, а именно на сюжетную игру. Только кажется, что игра это просто, любая площадка годится. На самом же деле настоящая сюжетная игра - существо нежное, легко разрушающее при малейшем невнимании. Площадки в ТЦ при всем своем разнообразии чаще всего не провоцируют игру, а разрушают ее. Для настоящей игры не нужно просто куда-то лезть, откуда-то спускаться, куда-то бежать - у настоящей игры есть цель. Лезу в гнездо, прячусь в норку, строю крепость. Пространства в ТЦ провоцируют на бег, прыжки, вращение, залезание - без цели, ради процесса. Замечали сильное перевозбуждение детей после игры в ТЦ и огромную физическую усталость? В игре все перечисленные действия всегда обоснованы. После настоящей игры ребенок будет спокоен, напитан и полон ресурса. Не ресурса орать и бегать по потолку, а ресурса творить и усваивать новое. Площадки в ТЦ культивируют непроизвольность - хочу и бегу, закружило и понесло. Наше пространство задаёт вопрос "зачем".

Зачем бегу, куда лезу? Подумал - запланировал - осуществил. Именно произвольности и саморегуляции так не хватает нашим детям. Именно эти задачи мы будем успешно решать в игровой группе. 

В наше пространство нежелательно приходить со своими игрушками. Конечно, обыскивать и изымать с порога мы не будем, и если ребенок не может расстаться с любимым игрушечным другом, конечно же он зайдет в игровую с ним. Но объясним, почему нежелательно - потому что как не всякое пространство, так и не всякая игрушка будит игру, есть и игрушки-губители, присутствие которых нежелательно. В нашей игровой - только предметы, питающие воображение, и они очень просты, возможно игровая может даже показаться бедноватой. Не переживайте, так надо. Именно при помощи предметов без четко определенной функции и развивается воображение, которое, в свою очередь, питает мышление. 

Как проходит игровая встреча? Четкого плана у нее нет, его диктуют сами дети. Если вдруг зародился и развивается устойчивый увлекающий всех сюжет - задача педагога поддержать его и развить, а не рушить в угоду плану-конспекту, в котором на минуте 15 пункт 3 - игра в Колечко. Но эта же самая игра в Колечко, в верёвочку, во что угодно с правилами будет введена в дело в тот момент, когда педагог почувствует, что сюжет затухает, дети заскучали и нужна свежая струя. Педагогу в игровой группе как никому другому важна гибкость, быстрота реакций и внимательность. 

Ну что, убедила я вас в важности игры? Завлекла? Не нужно переживать, что вы далеко живёте - первую свою игровую группу я создала в кабинете при библиотеке при помощи подручных средств и совсем небольших вложений. А дети любили это пространство и охотно в нем развивались. Ну а те, кто в Москве - приходите, вам рады!

https://gusigusi-center.ru/