Найти тему

Он меня (не) узнает.

Болезненный вопрос для большинства близких – почему так получается, что их мама/папа/брат/супруг в деменции узнаёт кого-то из близких, а других считает чужими, или помнит, что есть дочь, но эту самую дочь не узнаёт и называет другим именем?

Вопросы работы мозга таинственны, на самом деле, и то, как мозг оперирует воспоминаниями, такой же малоизученный, как и всё остальное) Нет, физически мозг давно разложен на атомы, сейчас есть прекрасные методы нейровизуализации, и ученые даже придумали, как подсматривать за работой мозга прямо в процессе. Проблема в том, что это всё равно не даёт нам полной картины, от чего зависят поломки памяти. Но оставим физику ученым, нас больше интересует клиника.

Многие знают, что при деменции люди становятся забывчивыми, в основном на ближайшие события, а прошлое помнят хорошо. Воспоминания как бы наслаиваются поверх других, если очень обобщенно говорить, и стираются при этом тоже начиная с последних. Но мозг не любит чего-то не понимать или не помнить, поэтому старается «подсунуть» человеку другое воспоминание взамен забытого. Вот и получается печальная для родных картина: отец смотрит на дочь, та кажется ему смутно знакомой, но он не ассоциирует эту женщину с дочерью. Отчасти потому, что в глубинах своего восприятия мира он считает себя лет на 20 моложе, чем в реальности (большинство больных с деменцией занижают возраст из-за этого эффекта стирания памяти). Но память говорит, что это вроде как кто-то близкий, значит что? Правильно, давай это будет сестра! И подвязывает образ дочери к воспоминаниям о сестре.

Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер
Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер

Близких часто огорчает и обескураживает еще такой момент. Вот они подходят к своему родственнику, здороваются, обнимаются приветливо. И он вроде как отвечает им, улыбается в ответ, руки протягивает для объятия. Родные начинают спрашивать, как у него дела, не болит ли чего, кушал ли (это обычно повергает в ступор, потому что «короткой» памяти нет, и был ли завтрак, сказать сложно). Человек общается, отвечает как-то более-менее осмысленно. Потом они обсуждают детей, внуков или других родственников, но когда дело доходит до фотографий в телефоне – наступает провал. Он никого не узнает. И близким крайне сложно понять, как так – вроде вот сейчас говорил про пятиклассника Васю, он помнит, что у него есть такой внук и спрашивал, как в школе. А на фото не узнаёт. И даже если Вася придёт лично, скорее всего тоже не узнает его.

А всё потому, что люди – существа социальные, и мы умеем считывать эмоции других по их поведению. Человек в деменции плавает в тумане своей реальности, и когда к нему подходит кто-то со словами «привет, папа» и тянется обнять, обычно не отстраняется – это же кто-то свой, значит. Но если этот «свой» просто подойдет, сядет рядом и спросит, «как меня зовут? Кто я тебе?», вероятность услышать «не знаю» очень велика.

Наблюдала вот сегодня общение одного из пациентов с пришедшей на посещение супругой. Они вместе 35 лет, но он ее не вспомнил сразу. Получилось как в большинстве случаев: она обнимает его, целует, он неуверенно улыбается, и со стороны как будто узнал её. Я спрашиваю – как её зовут? Он верно называет имя. А кто она вам? И в ответ «какая-то тетенька». Спрашиваю дальше, и больной верно отвечает, что у него есть жена, называет её имя, верно говорит количество своих детей и имя младшего. Неверно отвечает, сколько ему лет – в его памяти он еще в самом расцвете сил. И вот уже после «наводящих вопросов», которые вытащили из памяти наличие близких, он сопоставил стоящую перед ним женщину с именем жены, и образ жены.

Сегодня всё получилось, но так будет не всегда. Однажды она так и останется «тетенькой», и дети сотрутся из памяти. И об этом родным тоже надо знать, пусть даже это и больно, просто чтобы быть к этому готовым.

Хотя, на мой взгляд, к этому никогда нельзя подготовиться – когда твой близкий становится только физической оболочкой себя прошлого. Поэтому я понимаю тех, кто посещает своих редко – иногда эта боль у них слишком сильная. Правда, тогда их мучает чувство вины, что «бросили». Помогает говорить с пережившими такое же, или с врачами, или читать форумы (женщина из сегодняшней истории только так и спасается, там скоротечная деменция у супруга). Так и живём.

Берегите себя, и будьте здоровы.