Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Как не переживать из-за критики? 3 правила, которые помогут сохранить спокойствие

…каждый раз, когда меня критикуют, я начинаю защищаться еще до того, как пойму, что мне хотят сказать. Я противен сам себе, когда это происходит. В такие моменты приходится прилагать огромные усилия, чтобы вовремя остановиться, и получается это не всегда. Все мы стараемся пропускать мимо ушей замечания, но с радостью принимаем похвалу вне зависимости от того, заслужены критика и похвала или нет. В первую очередь нами руководят эмоции, а не разум. Наша же логика подобна утлому берестяному каноэ, брошенному в неизмеримо глубокий и огромный бурный океан эмоций.

Brooke Cagle\unsplush.com
Brooke Cagle\unsplush.com

Давайте же воспитывать в себе полезную привычку не защищаться мгновенно — любой болван способен на это. Давайте встречать замечания и критику со смирением и долей юмора! Давайте удивим критикующего и скажем: «Что ж, знай он о других моих многочисленных слабостях и недостатках, мне досталось бы больше».

Когда вам показалось, что вас только что несправедливо раскритиковали, а буря ярости грозит вырваться наружу, остановитесь и скажите себе: «Минуточку. До идеала мне далеко. Если даже сам Эйнштейн признался в том, что не прав в девяносто одном проценте случаев, быть может, я не прав по меньшей мере в восьмидесяти. А может, я заслужил это замечание. И если так, то нужно поблагодарить за урок и извлечь из него пользу».

Чарльз Лакмэн тратил по миллиону долларов в год на финансирование трансляций выступлений Боба Хоупа на радио. Его не интересовали письма, в которых зрители выражали свое восхищение программой — он настаивал на том, чтобы ему доставляли негативные отзывы. Он прекрасно понимал, что именно из них может узнать что-то новое.

Я знаком с одним бывшим продавцом мыла, который специально просил критиковать себя. Он опасался, что потеряет работу. Поразмышляв, он понял, что проблема не в продукте или цене, а в нем самом. Когда в очередной раз не получалось ничего продать, он бродил вокруг квартала и размышлял, в чем же дело. Может, его презентация была слишком туманной? А может, он говорил недостаточно бодро? Порой он возвращался к покупателю-оптовику и говорил: «Я вернулся не для того, чтобы опять попробовать продать вам мыло. Меня интересуют ваши советы и замечания. Расскажите, пожалуйста, что я сделал не так, во время нашей первой встречи всего несколько минут назад. Вы намного опытнее и успешнее меня, поэтому ваша критика будет для меня очень полезна. Говорите как есть, не стесняйтесь в выражениях».

Благодаря такому подходу и отношению к работе он обзавелся множеством друзей и получил бесценные советы.

Итак, 3 правила, как перестать беспокоиться из-за критики:

Правило 1.

Зачастую несправедливая критика — скрытый комплимент. Поэтому, если на вас вдруг посыпался поток замечаний и нравоучений, значит, вам завидуют. В такие моменты помните: не пинают только дохлую собаку.

Правило 2.

Делайте свое дело так хорошо, как только можете. А затем раскрывайте старый добрый зонтик, чтобы потоки критики не попадали вам за воротник.

Правило 3.

Давайте записывать собственные ошибки, глупости и ляпы и критиковать сами себя. Давайте просить доброжелательной, здоровой, конструктивной критики.

Больше о том, как вернуться в свою жизнь умиротворение и спокойствие, читайте в книге Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» (16+): https://go.ast.ru/a00bokv