Во второй половине января давал на канале фотографию четырехвагонного трамвайного поезда из Лейпцига, помимо канала дал снимок с пояснениями еще в ряде тематических бесед, но, заметил, что не везде и не все поняли суть данного. Начали писать, фу… старая «Татра» или зачем нам именно четыре вагона? Поэтому решил разъяснить.
Основная суть данного снимка заключалась в регулировании вместимости подвижного состава в зависимости от пассажиропотока. Подобное практиковалось даже в СССР, трамваи могли работать из одного, двух и трех вагонов, в позднем СССР был освоен серийный выпуск сочлененных троллейбусов ЗиУ-683Б, а в ряде городов работали системы из двух единиц. Автобусы тоже различались классом, для загруженных маршрутов использовались сочлененные машины, представленные венгерскими «Икарусами».
Например, в Туле рубежа 1980-1990 годов на самом загруженном 18 маршруте автобуса работали исключительно сочлененные «Икарус-280». И мыслей не возникало на данный маршрут выпускать одиночные автобусы, а тем более машины среднего и малого классов.
После распада СССР вместимость подвижного состава львиной доли российских городов стала падать. Системы из трамваев и троллейбусов расцепляли, сочлененных машин в последние лет 15 закупать стали мало, да и то преимущественно в столичных и самых крупных городах, во многих регионах не осталось ни одного сочлененного автобуса.
Где-то снижение вместимости подвижного состава оправданная мера, но далеко не всегда. Например, в Туле последние лет 5 наблюдается повальное увлечение автобусами среднего и малого классов ("ПАЗ Вектор некст" это таки малый класс, а не средний). К сожалению, автобусы среднего и малого классов выпускаются и на загруженные маршруты, например, 18, 16 и др. Так как выпуск автобусов срывается, интервалы достаточно велики, известны факты, что пассажиры не все помешаются на промежуточных остановках в транспортное средство, не говоря уже о комфорте поездки, когда в салоне не протолкнуться. В подобных условиях при эпидемии респираторных заболеваний о какой социальной дистанции можно говорить.
Вышеназванный пример дает понять, что во многих российских городах ради экономии на пассажирах и их комфорте используют транспортные средства заниженной вместимости или вообще выдают то, что есть, также повально увлекаются средним и малым классом автобусов. Грамотной политики распределения подвижного состава по маршрутам в зависимости от пассажиропотока нет. Конечно, есть города, где это учитывается, но во многих, увы, нет. Там, где в пик нужен автобус ОБВ или трамвайная система на маршруты выходят автобусы среднего класса или одиночный вагон. Как итог, салон переполнен, пассажиры едут крайне некомфортно, растет напряжение, а тут и до конфликтов иной раз может доходить.
Резюмируя, хотелось бы выразить надежду, что рано или поздно в вопросе выбора класса подвижной единицы будут руководствоваться реальным пассажиропотоком, комфортом пассажиров, а не желанием перевозчиков и администраций экономить. За чей счет банкет? А за счет всех нас, жителей городов и прочих населенных пунктов. Транспорт - это не коммерция, городской общественный транспорт - это система жизнеобеспечения и элемент социальной сферы, и он финансируется из наших налогов, даже в Берлине или Праге это весьма дотационная статья, на 70-90%, покрываемая из бюджета. Удовлетворенность жителей транспортом, комфортом поездки, его ритмичной работой является одним из показателей социального благополучия и даже влияет на производительность труда, ведь львиная доля граждан ездит на работу.
Канал «ПАНТОГРАФ».
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.