Электромобили и китайский автопром становятся всё более востребованными. А старые игроки вынуждены перестраиваться и искать новые пути.
В прошлом году мировым лидером по продажам машин стал Китай - в первую очередь, за счет госсубсидий. Программа «Сделано в Китае 2025» (Made in China 2025) стартовала в 2015 году, ее цель - добиться полного импортозамещения и вывести китайский автопром на лидирующие мировые позиции. В авто отрасль власти Китая вливают миллиарды. Больше всего от государства в 2021 году получил автогигант SAIC Motor - больше 4 млрд юаней. Попутно КНР взяли курс на новые модные технологии - развивают электротранспорт. В итоге, в прошлом году китайский производитель электромобилей BYD даже обогнал знаменитую американскую Tesla по объёмам продаж.
Джоана Чен, аналитик Bloomberg:
Китай придерживается принципа кнута и пряника. Они устанавливают обязательные целевые показатели производства электромобилей для автопроизводителей.
А вот европейцы решили поднять отрасль не столько за счёт госсубсидий, сколько за счёт самих покупателей - их стимулируют сменить свои бензиновые и дизельные авто на электромобили. По решению Европарламента с 2035 года в странах ЕС будет запрещено продавать машины с двигателями внутреннего сгорания. И у граждан просто не останется другого выбора. А чтобы электромобили активнее покупали - власти европейских стран ввели компенсации покупателям машин с электрическим или гибридным двигателем. Впрочем, даже Германия - лидер европейского автопрома - пока не отказываются от поддержки своих производителей и после пандемии выделили им из госбюджета уже аж 5 млрд евро.
Олаф Шольц, канцлер Германии:
Международная конкурентоспособность Германии полностью не вызывает сомнений. Я едва ли знаю другое место в мире, которое бы обладало таким ноу-хау в области автомобилестроения. Поэтому не случайно, что каждый второй автомобиль в Европе и каждый пятый автомобиль в Китае выпускается немецкими производителями.
Аналогичный путь господдержки выбрали французы - и выделили на помощь местного автопрома 8 млрд евро. Из которых 1 млрд - на развитие производства электромобилей. Перед автопромом Макрон поставил цель - ежегодно производить миллион экологически чистых авто. А каждому покупателю электромобиля правительство даст 7 тысяч евро.
Питер Уэллс, директор центра исследований автомобильной промышленности Кардиффского университета:
Правительство, как на национальном, так и на региональном уровне, включая такие регионы, как ЕС, пытаются создать экономическую выгоду для промышленности.