Найти в Дзене
PROСАМОРАЗВИТИЕ

Алгоритм постановки целей

Оглавление

Что такое цель в профессиональной сфере? Это проекция ожидаемого и желаемого результата, благодаря которой та или иная деятельность приобретает осмысленность. Постановка цели позволяет взглянуть в будущее, аккумулировать энергию и силы для ее достижения. Когда цель есть, автоматически появляются задачи, определяющие направление движения. В бизнес-сфере без цели нет ни должных результатов, ни перспектив развития.

Цель с научной точки зрения

Исследования доказывают: умение идти к цели помогает выработать дисциплину и самоорганизацию, сформировать стрессоустойчивость и уверенность в своих силах. Грамотная постановка цели способствует разделению дел на главные и второстепенные, что важно в вопросах управления и тайм-менеджмента. Четкое целеполагание – ключ к эффективному распределению усилий и профилактика «утечки» времени.

Для наилучшего понимания в качестве примера будет приведен популярный алгоритм SMART. Им руководствуются многие известные компании и предприниматели. Данная аббревиатура собрана из пяти английских слов, выступающих в качестве основных критериев постановки цели.

Цель должна быть:

  • Конкретной (Specific)
  • Измеримой (Measurable)
  • Выполнимой (Achievable)
  • Значимой (Relevant)
  • Ограниченной по срокам (Time bound)

Почему перечисленные критерии важны для постановки и достижения цели? Понять это поможет более детальный разбор критериев SMART.

Конкретика. Чтобы достичь цели, нужно четко и конкретно ее формулировать. Каждый участник бизнес-процесса должен понимать ее одинаково, не погружаясь в детали. Ставя определенную задачу, следует убедиться в том, что она отвечает на вопрос “Как поступить?” (к примеру, повысить ликвидность среднего чека в ресторане).

Измеримость цели – не менее важный нюанс. Результат должен поддаваться измерению по KPI. Таким образом можно отслеживать динамику и понять, в правильном ли направлении идет команда.

Достижимость цели. Чтобы прийти к желаемому результату, путь к нему должен:

а) Укладываться в реальный период. Увеличить показатели целого отдела вдвое за пару недель не получится, если обычно на это уходит несколько месяцев.

б) Ориентироваться на актуальные и предельно объективные показатели. За основу нужно брать среднюю статистику по рынку или цифры, продиктованные предыдущим опытом. Не имеет смысла задавать планку вчетверо больше по сравнению с предыдущим периодом, если до этого показатели увеличивались на 10-20% в месяц.

Значимость цели. Если она не соответствует миссии компании, результата не будет.

Ограниченность по срокам. Здесь важно соблюдать меру: слишком сжатые сроки вряд ли позволят получить желаемые результаты. При этом растягивать срок реализации цели тоже опасно: это может «заглушить» мотивацию и сбить с намеченного пути.

Преимущества использования алгоритма постановки целей

Такой подход обладает рядом весомых плюсов:

Как нельзя делать:

Цель: Улучшить статистику продаж.

Заставить работников относиться к обязанностям более ответственно.

Сформировать новый отдел за две недели.

Как нужно делать:

Цель: мотивировать сотрудников к заключению вдвое большего количества договоров к концу сезона с помощью обновленных скриптов продаж.

Опросить каждого члена команды и понять, как правильно их мотивировать для улучшения показателей в ближайшие полгода

Проанализировать рынок в течение трех месяцев, выделить средства для поиска и найма квалифицированных специалистов. Разработать эффективную систему обучения и повышения квалификации.

-2

Прозрачность. Благодаря четким критериям алгоритмов можно быстро устранить любые возражения и ответить на ключевые вопросы. Это особенно важно в вопросах коллективной работы, когда мнения сотрудников расходятся.

Простота в применении. Критерии алгоритма способствуют эффективной работе над воплощением как незначительных, так и глобальных целей на практике. Они позволяют разбить большую задачу на множество мелких, после чего выполнять их в приоритетном порядке. Следование алгоритму дает возможность вернуться к предыдущим этапам и проработать их при необходимости.

Удобный мониторинг динамики. Точные формулировки, упор на статистику, понятный KPI и реалистичные сроки – верные помощники при анализе результатов.

Комфортное управление командой. Обеспечивается грамотным распределением задач, внедрением эффективной мотивации, включая денежные поощрения и перспективы карьерного роста

-3

Понять всю важность построения цели можно на примере известной сети кофеен в Москве. Суть проблемы – резкое падение среднего чека на фоне популяризации альтернативных видов кофе появления конкурентов, использующих спешиалти-зерна.

Цель: повышение среднего чека путем привлечения в круг гостей ценителей качественного и отборного кофе категории «спешиалти».

Добиться поставленной цели помогли следующие алгоритмы:

  • Новая тактика ведения аккаунта сети кофеен в социальных сетях.
  • Смена поставщиков кофе, несмотря на повышение закупочных расходов.
  • Обновление меню с внедрением альтернативных напитков на основе спешиалти зерен.
  • Мониторинг конкурентов в вопросах цены, среднего чека, пиковых часов.
  • Определение комфортного срока для реализации цели (не менее года с учетом обновления маркетинговой стратегии и позиционирования на рынке).
  • Поиск необходимых ресурсов для поддержания более высокого стандарта качества. В том числе, наем опытных бариста, проведение каппингов, разработка собственной программы обучения.

Наличие навыков целеполагания равноценно получению мощного инструмента для тайм-менеджмента, управления кадрами, разработки бизнес-стратегии. Если цель достижима, измерима и значима для компании, прийти к ней в разы проще.

-4