Согласно Дж. Боулби, главная функция объекта привязанности заключается не в удовлетворении врожденной потребности в любви (как в классическом психоанализе) и не в удовлетворении физиологических потребностей ребенка (как в бихевиоризме), а в обеспечении защиты и безопасности. Поэтому наличие привязанности является необходимым условием исследовательского поведения и познавательного развития ребенка, и качество первичной привязанности, в свою очередь, отражается на познавательной активности и исследовательской мотивации ребенка.
Дж. Боулби полагал, что в процессе взаимодействия с другими людьми и с миром в целом индивид конструирует рабочие модели важнейших аспектов этого мира. С их помощью он затем воспринимает и интерпретирует последующие события, ситуации и отношения 72 с другими людьми (Боулби, 2003). Рабочую модель привязанности рассматривают в качестве глубинной структуры самосознания, отмечая при этом ее неоднозначную связь с сознанием: сама она не осознается индивидом, но именно сквозь нее он воспринимает и осознает себя и окружающий мир.
Дети группы «В» Огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название «безопасная привязанность» (secure attachment)
Дети группы «А» Обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка. Этот тип привязанности назван «избегающая, небезопасная привязанность» (avoidant-unsecure attachment)
Дети третьей группы «С» Дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют «амбивалентная небезопасная привязанность» или «тревожноамбивалентная привязанность»
Надёжный (secure) Характеризуется положительным образом себя и положительным образом других. Надёжная привязанность в своем онтогенезе связана, прежде всего, с непротиворечивостью поведения ближайшего взрослого, насыщенностью его эмоционального репертуара реакций, а также наличием и качеством обратной связи от взрослого
Тревожный (anxious-preoccupied) Характеризуется негативным образом себя и положительным образом других. Тревожный тип привязанности характеризуется желанием высокой степени эмоциональной близости с партнёром. Людям с такой привязанностью свойственна неуверенность в себе, ревность, им кажется, что партнёр не желает подобной степени близости. Суть проблемы заключается в том, что повышенная тревожность порождает желание получить подтверждение чувств от партнёра, а это в свою очередь может привести к появлению зависимости от партнёра. Согласно модели Бартоломью и Хоровитц, у таких людей свой собственный образ окрашен негативно, поэтому они сомневаются в себе и тревожатся, особенно если их партнер эмоционально холоден. Они также могут быть эмоционально экспрессивны
Избегающе-отвергающий (dismissive-avoidant) Характеризуется положительным образом себя и негативным образом других. Избегающеотвергающий тип привязанности свойственен независимым людям, для которых неприемлема высокая степень близости. Чаще всего они самодостаточны, так как их внутренняя рабочая модель наполнена позитивным содержанием по отношению к себе и негативным по отношению к другим. Такой тип привязанности имеет защитный характер, отмечается тенденция к подавлению и сокрытию своих эмоций и чувств
Тревожно-избегающий (Пугливо/боязливоизбегающий) (fearfulavoidant) Характеризуется негативным образом себя и негативным образом других. Тревожно-избегающий тип привязанности отмечается у людей, пострадавших от насилия на более ранних этапах жизни. Таким людям сложно быть любящими и открытыми, несмотря на стремление к близости. В данном случае желание отдалиться продиктовано страхом быть отвергнутым, а также дискомфортом от эмоциональной близости. Они не только не доверяют партнёру и видят его в негативном свете, но и себя не считают достойными любви партнера