Хотите оказаться в плену ревности, яркого негативного мучительного эмоционального чувства? Для этого нужно взять в равных пропорциях всепоглощающий страх потерять любимого человека из-за того, что он полюбит кого-то другого, страх, что внимание, заботу, материальные ресурсы партнёра присвоит кто-то другой, страх потерять значимые отношения, жгучее желание владеть партнёром без остатка, добавить мучительное сомнение в верности избранника, для пикантности ввести гнев, ярость, боль, вину и бессилие, посыпать недоверчивостью и подозрительностью, взболтать, но не смешивать. Перелить в фужер и украсить этот «коктейль» эгоизмом. Выпить маленькими глотками, и оказаться в мрачном аду ревности.
Этот «коктейль» может иметь разные оттенки.
У мужчин и женщин ревность будет иметь свой вкус.
Если добавить в коктейль особенности темперамента, то условный холерик (учитывая, что «чистые» типы темперамента встречаются не так уж и часто), узнав об измене партнера, будет реагировать более агрессивно, обвинит партнера в измене, будет выяснять отношения, но простить вряд ли сможет. Флегматик, который будет испытывать мучения при мысли о возможной измене партера, будет искать причину измены в себе, сможет найти оправдательные партнёра объяснения. Максимально болезненно переживает ревность меланхолик, который настолько погружается в страдания, что не видит никакого выхода из этой ситуации.
Если добавить в «коктейль» страх потерять отношения с партнёром из-за того, что партнёр общается с кем-то еще и у этого общения выраженный вкус флирта, любовной игры, то получим объективную, рациональную ревность.
Если добавить в него воображаемого соперника/соперницу, придумать сцены измены, озвучить в голове диалоги, обесценивающие ревнивца, включить негативные реакции, которые заставят следить за партнёром, искать следы мнимых измен, устраивать сцены, ссоры, скандалы на «пустом» месте, то получим иррациональную ревность.
Если добавить туда осознание того, что сам ревнивец не хранил верность партнёру и теперь проецирует на партнёра вероятность измены, рассуждая, что если он мог изменить, то и партнёр легко сможет это сделать, то получаем обращенную (отраженную) ревность.
Добавим в «коктейль» перенесенные психологические детские травмы (особенно на первом году жизни), тотальное недоверие к миру, болезненную обидчивость, импульсивность, злопамятство, упрямство, самодовольство, мелочность, эмоциональную холодность и отчужденность, непомерно высокие требования к избраннику, отсутствие самокритики и рефлексии, умение перекладывать всю ответственность за охлаждение в отношениях на партнёра, желание «переделать» своего партнёра, например, запрет общаться с друзьями и родственниками, запрет на учёбу или работу, запрет надевать определённую одежду, запрет на самостоятельно принятые решения. И понаблюдаем за ядовитой тиранической ревностью.
В мировой литературе можно найти много примеров тиранической ревности, которая привела к убийству возлюбленной: Джованни Малатеста, убивший мечом свою супругу Франческу и любовника (Данте Алигьери «Божественная комедия»), Алеко, зарезавший свою возлюбленную Земфиру (А.С. Пушкин «Цыгане»), Арбенин, отравивший свою супругу (М.Ю.Лермонтов «Маскарад»), Отелло, задушивший свою супругу Дездемону (У. Шекспир «Отелло»), Хозе, зарезавший Кармен (Ж. Визе, опера «Кармен»). Если обратимся к полицейским сводкам наших дней, то мы увидим, что примерно 12% всех преступлений против личности происходит на почве ревности. Ревнивцы калечат и убивают тех, кому еще вчера клялись в любви.
В «Превратностях любви» Андре Моруа Филипп, главный герой, говорит:
«Со времени помолвки во мне укоренилась бессознательная, нелепая уверенность, что отныне ум моей жены неразрывно связан с моим и что, в силу беспрестанного восприятия моих мыслей, она всегда будет думать, как я. Я не допускал даже предположения, что человек, живущий возле меня, может оставаться самостоятельным. Еще более непостижимой казалась мысль, что этот человек может с кем-то объединиться против меня».«…..я чувствовал себя спокойно лишь тогда, когда знал, что эта несравненная красота надежно укрыта в узком домашнем кругу; дело доходило до того, что я бывал счастлив, когда Одиллии, очень хрупкой и быстро утомлявшейся, приходилось лежать по нескольку дней в постели».
Если в основной состав «коктейля» добавить неуверенность в себе, низкую самооценку, склонность преувеличивать неприятности и опасности, способность легко впадать в тоску и отчаянье, недоверие к миру, то мы получим ревность из-за низкой самооценки, ревность от ущемлённости.
Какими бы не были ингредиенты «коктейля», он одинаково успешно отравит жизнь как ревнивцу, так и партнёру, разрушит отношения. Но ревнивец не хочет понимать, что он не имеет права требовать от партнёра любви, верности, внимания. Не имеет права, но очень хочется…. А осознавать, что партнёр не раб, не слуга, не должник…. А вот этого как раз не хочется.
Штамп в паспорте не дает права распоряжаться жизнью любимого, его временем, верностью, вниманием, заботой, его эмоциями и увлечениями. И ревнивец, вместо того, чтобы разобраться со своими «тараканами», начинает «душить» партнёра требованиями и обижать обвинениями.
В конце концов, ревнивец понимает, что без посторонней помощи он с ревностью не справится.
Что делать? Искать специалиста, определять состав «коктейля», исследовать причину проблемы, бережно работать с психотравмирующим опытом и неудовлетворёнными потребностями, работать с самооценкой, искать ресурсы и пути выхода из ситуации. Будет ли легко на этом пути? Нет. Но, если пройти его до конца, то «коктейль» будет выплеснут, а отношения могут быть спасены.
Автор: Дьяченко Галина Викторовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru