Одна девушка пришла в гости к подруге. А там еще знакомые этой подруги собрались. Заспорили о чем-то несущественном. И эту девушку осыпали градом насмешек. А потом и к прямым оскорблениям перешли: внешность, прогноз на будущее, указание маршрута...
Хозяйка не участвовала в споре. И со всеми тепло общалась, смеялась, шутила. Инцидент прошел, все перешли к десерту. А девушка Вера сидела ни жива ни мертва, потом расплакалась. И все засмеялись, когда увидели. Вот истеричка! Вера оделась дрожащими руками и ушла, хотя хозяйка предлагала остаться. И с подругой прекратила общение.
Вот при чем тут подруга? Она же не оскорбляла?
Или юноша привел в гости девушку, маме представить. Мама холодно и высокомерно отозвалась об одежде, о профессии родителей, о самой девушке, - оскорбительно. А сын ничего не сказал. Ни одного плохого слова. И даже немного морщился, когда мама высказывалась. Ему неприятно было.
А девушке еще неприятнее. Она больше не стала встречаться с молодым человеком.
Или на странице в сети одну женщину другая в комментариях начала оскорблять. Происходило все на странице подруги. А эта подруга не вступилась. Это же сеть. Каждый пишет что хочет, правильно?
Или текст любимого автора опубликуют. Или фотографию любимого актера. А в комментариях кто-то глумится над фотографией или над текстом. Или над человеком-то... А хозяин страницы делает вид, что не замечает. Ведь в сети каждый пишет что хочет, правильно?
Нет, неправильно. Во-первых, сейчас за слова отвечают. И что хочешь - не всегда можно безнаказанно писать. Во-вторых, есть прямое оскорбление. Когда один человек оскорбляет другого. И это законом запрещено.
Во всех этих случаях происходит еще один вид оскорбления, испокон веков известный.
✅ Это "оскорбление под кровом". Если в вашем доме вы позволили оскорбить кого-то, если под своим кровом вы разрешили задеть достоинство личности, вы соучастник. Только еще с душком предательства, если речь о вашем друге или хорошем знакомом.
И однажды в доме графа Федора Толстого оскорбили его друга, Нащокина. Дошло до дуэли. Нащокин оскорбителя вызвал на восемь утра. Но в шесть утра дуэль уже прошла. Граф Федор Толстой сам спозаранку провел дуэль, вызвал того, кто был виновен. Потому что инцидент произошел под его кровом, в его доме. Так велел долг чести в те времена.
Во времена, когда понятие "честь" было в чести. "Человек чести" не должен допускать оскорблений в своем доме. А допустил - обязан принять меры. Хотя не он же задел чужую честь!
Издревле так было: хозяин дома отвечает за то, как в его доме ведут себя другие. Не уверены, что сможете обеспечить неприкосновенность личности гостя - не зовите его в дом. Правило-то простое. И комментарии закройте или страницу сделайте закрытой. А если произошло такое - решайте, на чьей вы стороне. Потому что остаться в стороне не получится.
Люди, которые позволяют под своим кровом оскорблять тех, кто им вроде бы дорог и близок, принимают участие в оскорблении. Такое было древнее правило. И это загрязненный дом, бесчестный хозяин, здесь нельзя находиться.
Если только не враги хозяина начали нападки. Тогда друг-гость обязан принять сторону хозяина и защищать его кров. Вот такие правила чести были прежде. Жаль, что о них забыли.
Кто позволяет оскорблять под своим кровом, в своем доме или на своей странице, тот присоединяется к обидчику. И выражает свое латентное отношение к вам, вот и все.
Так что лучше одеться и уйти. Или заблокировать и хозяина, и его гостей. И не критиковать тех, кто закрывает страницы или комментарии. Иногда приходится закрывать двери в дом, в котором собираются гости. Или вообще не звать гостей, если есть угроза инцидента, а вы не можете круглосуточно следить за происходящим. И вам не хочется, чтобы под вашим кровом кого-то оскорбили. От вашего лица, - так получается.
Анна Кирьянова