Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Московский Кремль Ивана III: каменная революция и символ державы

Оглавление


Иван III (1440–1505), сын Василия II Васильевича Тёмного (1415–1462 — великий князь московский с 1425 года), прозванный «Великим», вошёл в историю как собиратель русских земель и освободитель от многовекового монголо-татарского ига.

Иван III Васильевич Великий (1440 - 1505) — великий князь московский и владимирский, правил с 1462 по 1505 год. Сын великого князя московского Василия II Васильевича Тёмного и его супруги Марии Ярославны.
Иван III Васильевич Великий (1440 - 1505) — великий князь московский и владимирский, правил с 1462 по 1505 год. Сын великого князя московского Василия II Васильевича Тёмного и его супруги Марии Ярославны.

Его детские годы были омрачены междоусобными княжескими войнами: он не раз оказывался в плену.

Московское княжество в конце XIII в. и присоединенные земли по 1462 г.
Московское княжество в конце XIII в. и присоединенные земли по 1462 г.

Московское княжество в 1300 г. и присоединенные земли по 1533 г.
Московское княжество в 1300 г. и присоединенные земли по 1533 г.

В период правления Ивана III основной задачей внешней политики было объединение северо-восточных русских земель в единое Московское государство. Эта политика оказалась весьма успешной.

В результате правления Ивана III большая часть русских земель объединилась вокруг Москвы. В состав России вошли Новгородская земля, которая долгое время соперничала с Московским государством, а также Тверское, Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества.

Псковское и Рязанское княжества остались независимыми, но и они не были полностью самостоятельными.

С началом правления Ивана III отношения с Великим княжеством Литовским стали особенно напряжёнными. Стремление Москвы объединить русские земли противоречило интересам Литвы, а постоянные конфликты на границе и переход князей и бояр между государствами не способствовали улучшению отношений.

Его правление (1462–1505) стало эпохой масштабных преобразований, среди которых особое место занимает перестройка Московского Кремля.

Превратив деревянно-белокаменную крепость в монументальный ансамбль из красного кирпича, Иван III не только укрепил оборону столицы, но и создал архитектурный манифест новой России — централизованной, сильной и претендующей на статус «Третьего Рима».

Кремль до Ивана III: между деревом и камнем

К середине XV века Московский Кремль, несмотря на белокаменные стены Дмитрия Донского (1367), обветшал и не соответствовал требованиям обороны. Большинство построек оставались деревянными, что делало их уязвимыми для пожаров и вражеских набегов. Москва, ставшая центром объединения русских княжеств, нуждалась в символе, способном отразить её растущее политическое и духовное значение.

Каменная революция: итальянский след и русский размах

Стремясь превратить Кремль в неприступную цитадель и резиденцию, достойную «государя всея Руси», Иван III пригласил итальянских зодчих, чьи технологии опережали время.

Успенский собор

Под руководством Аристотеля Фиораванти в 1475–1479 годах был возведён Успенский собор — главный храм России, сочетавший древнерусские каноны с ренессансной гармонией.

Аристотель Фиораванти (Ридольфо Аристотеле Фьораванти, Фьораванте, Фьераванте) — итальянский архитектор и инженер.
Родился около 1415, по другим данным, около 1420 года в Болонье. Умер после 1486 года, предположительно в Москве.
Происходил из семьи потомственных болонских архитекторов. Впервые упоминается в документах в 1437 году в связи с работами по отливке колоколов для башни Торре-дель-Аренго в Болонье.
Аристотель Фиораванти (Ридольфо Аристотеле Фьораванти, Фьораванте, Фьераванте) — итальянский архитектор и инженер. Родился около 1415, по другим данным, около 1420 года в Болонье. Умер после 1486 года, предположительно в Москве. Происходил из семьи потомственных болонских архитекторов. Впервые упоминается в документах в 1437 году в связи с работами по отливке колоколов для башни Торре-дель-Аренго в Болонье.

Его купола стали духовным центром православия, а интерьер украсили фрески и иконостас, подчеркивающие преемственность от Византии.

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

Успенский собор Московского Кремля, 2009 год
Успенский собор Московского Кремля, 2009 год

Успенский собор Московского Кремля. Роспись столпов, 2015 год
Успенский собор Московского Кремля. Роспись столпов, 2015 год

Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля

Вслед за собором появились:

Грановитая палата

Грановитая палата (1487–1491, Марко Руффо и Пьетро Солари) — первый светский зал для торжественных приёмов, символ власти.

Грановитая палата Московского Кремля
Грановитая палата Московского Кремля

Святые сени Грановитой палаты Московского Кремля
Святые сени Грановитой палаты Московского Кремля

Святые сени Грановитой палаты Московского Кремля
Святые сени Грановитой палаты Московского Кремля

Архангельский собор

Архангельский собор (1505–1508, Алевиз Новый) — усыпальница князей, где изящество венецианского Возрождения слилось с православной традицией.

Архангельский собор Московского Кремля на картине Джакомо Кваренги, 1797.
Архангельский собор Московского Кремля на картине Джакомо Кваренги, 1797.

Архангельский собора Московского Кремля.
Архангельский собора Московского Кремля.

Архангельский собора Московского Кремля. Вид с колокольни Ивана Великого
Архангельский собора Московского Кремля. Вид с колокольни Ивана Великого

Архангельский собора Московского Кремля
Архангельский собора Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого

Колокольня возведена в 1505–1509 годах по замыслу итальянского архитектора Бона Фрязина. Первоначальное строение включало три яруса, где в нижнем находился храм святого Иоанна Лествичника. Колокольню высотой 60 метров венчал купол (по другой версии — кирпичный шатёр).

В начале XVII века, при Борисе Годунове, колокольню расширили, добавив ещё один ярус: высокий барабан с позолоченным куполом. Высота сооружения достигла 81 метра, что сделало его самым высоким в Москве. Поэтому колокольня получила название «Иван Великий».

Вид Успенской звонницы и колокольни Ивана Великого
Вид Успенской звонницы и колокольни Ивана Великого

Вид Успенской звонницы и колокольни Ивана Великого
Вид Успенской звонницы и колокольни Ивана Великого

Крепостные стены и башни

Крепостные стены и башни (1485–1495) из красного кирпича, усиленные машикулями и бойницами, протянулись на 2,25 км, став щитом Москвы.

Итальянцы, сохранив русскую основу, привнесли инновации: кирпич вместо белого камня, «ласточкины хвосты» на зубцах стен, секреты кладки, выдерживающей артиллерийские обстрелы.

А. М. Васнецов, 1921 г. «Московский Кремль при Иване III». Архитекторы — А. Фиораванти, П. А. Солари и др. 1495 г.
А. М. Васнецов, 1921 г. «Московский Кремль при Иване III». Архитекторы — А. Фиораванти, П. А. Солари и др. 1495 г.

Стены и башни Кремля напоминают замки Сфорца и Скалигеров в Вероне.

Политика в камне: почему это было важно

  • Оборона: Новые стены Кремля, достигавшие 19 метров в высоту и окруженные 18 башнями, сделали его неприступной крепостью. В 1571 году крымский хан Девлет I Гирей не смог захватить цитадель, хотя и сжег Москву. Единственным безопасным местом оставался Кремль. Пожар и приближение русских войск заставили хана отказаться от штурма.
  • Идеология: Величественные соборы утверждали статус Москвы как центра православия после падения Константинополя (1453). В Успенском соборе венчались на царство все русские правители вплоть до Петра I.
  • Международный престиж: Кремль сравнивали с лучшими замками Европы. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн писал: «Эта крепость… столь огромна, что подобной ей нет во всей Европе».

Наследие каменного Кремля

Преобразования Ивана III заложили основу русского зодчества XVI–XVII веков. Кремль стал эталоном для городов-крепостей (Новгород, Нижний Новгород), а синтез итальянского Ренессанса и православной традиции породил уникальный «московский стиль». Сегодня, глядя на башни с рубиновыми звёздами, мы видим не просто памятник ЮНЕСКО, а живой символ российской государственности, рождённый гением Ивана Великого.

Московский Кремль
Московский Кремль


Каменный Кремль Ивана III — это больше, чем архитектура. Это манифест эпохи, где каждый кирпич рассказывает о дерзости правителя, мечтавшего превратить Москву из окраинного княжества в сердце империи. Через века его стены продолжают напоминать: величие государства начинается с веры в его силу, воплощённой в камне.

Эстетика Эпох