Страховые компании очень часто не спешат с выплатой под различными предлогами (не полный комплект документов, не правильно заполнен бланк «Европротокола») либо вовсе отказывают в выплате. Что бы избежать проблем при получении страховой выплаты на ремонт автомобиля необходимо выполнить ряд определенных действий.
Итак, с Вами случилась неприятность и произошло ДТП. В случае если повреждения небольшие, между водителями нет разногласий и Вы уверены, что сумма ущерба не более 100 000 руб., то можно не дожидаться сотрудников ГИБДД и заполнить так называемый Европротокол. Лимит ответственности у страховой компании при оформлении Европротокола составляет 100 000 руб. (п.п. в п. 1 ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ ОСАГО).
ВАЖНО: Если стоимость ремонта превышает 100 000 рублей, то сумму сверх этого при оформлении Европротокола придётся взыскивать с виновника ДТП.
Допускается оформление Европротокола при следующих условиях:
- люди не пострадали
- участвовали в ДТП только два автомобиля
- у обоих водителей есть полис ОСАГО
- не пострадало имущество третьих лиц
- не повреждена инфраструктура, например, ограждения, столбы, дорожные знаки
Европротокол нужно заполнять разборчивым почерком без исправлений, иначе страховая компания может отказать в выплате страховки. Пример заполнения Европротокола:
Так же можно заполнить Европротокол в электронном виде, в этом случает лимит ответственности уже будет составлять 400 000 руб. Для оформление ДТП в электронном виде нужно скачать на телефон приложение «Помощник ОСАГО». Это мобильное приложение бесплатное (iOS/Android), которое позволяет оформить извещения о ДТП по Европротоколу в виде электронного документа. Участники аварии смогут сразу загрузить и отправить в автоматизированную информационную систему ОСАГО фотографии повреждений машин. Оформление занимает примерно 15 минут, после чего Вашему обращению присваивается уникальный регистрационный код. Приложение интуитивно понятное и содержит подсказки как делать фото поврежденного автомобиля и заполнять различные графы.
Более подробную информацию о порядке заполнения Европротокола в электронном виде читайте в отдельной статье здесь.
В каких случаях возможно использовать электронный «Европроктокол»:
- Оба водителя имеют подтвержденные учетные записи на Госуслугах
- В аварии участвовали только два автомобиля
- Вред здоровью участникам ДТП не был причинен
- Не пострадало имущество третьих и объекты инфраструктуры (столб, ограждения, дорожный знак и т.п.)
- Оба водителя имеют полис
В случаях, когда имеются разногласия между участниками ДТП относительно виновности, либо участников три и более автомобилей и иных случаях, то оформлять ДТП придется с участием сотрудников ГИБДД. В связи с большим сокращением численности сотрудников ГИБДД приходится достаточно долго ждать инспектора на месте ДТП, кроме того Ваши автомобили могут надолго парализовать движение. Рекомендуется в таком случае непосредственно после аварии позвонить в отделение полиции того района, где произошло ДТП и сообщить об аварии. Затем сделать обзорные фотографии на месте ДТП, составить схему ДТП, убрать автомобили с проезжей части дороги и совместно выехать в отделении ГИБДД, где производится регистрации ДТП.
В отделении ГИБДД Вам выдадут бланк для заполнения объяснения, при заполнении бланка рекомендуется описать обстоятельства максимально подробно. Если имеется запись с видеорегистратора или были очевидцы происшествия необходимо об этом упомянуть.
Внимательно проверяйте документы, которые были оформлены сотрудниками ГИБДД, малейшие неточности будут трактоваться не в Вашу пользу. Требуйте чтобы сотрудник ГИБДД макимально подробно указал повреждения автомобиля в выданных Вам документах
После оформления всех документов Вам необходимо обратиться заявлением о страховом случае в свою страховую компанию. Если Вы, будучи потерпевшим не застрахованы, а виновник в ДТП застрахован Вам нужно обращаться в страховую виновника ДТП.
К заявлению в страховую компанию должно быть приложено:
- Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по ОСАГО – ниже мы приведём правильный образец.
- Паспорт (документ, удостоверяющий личность) выгодоприобретателя.
- Извещение о ДТП.
- Документы из ГИБДД (протокол, постановление или определение).
- Документы, подтверждающие право собственности на автомобиль (ПТС, СТС или договор купли продажи).
Многие страховые компании на этапе приёма заявления пытаются схитрить и предлагают написать (подписать) согласие на использование при ремонте не оригинальные запчасти, на увеличение срока ремонта (срок ремонта составляет 30 дней). Предлагают заменить дорогостоящий ремонт на денежную выплату в гораздо меньшем размере, чем требуется на восстановление Вашей машины. Будьте внимательны при подаче документов и заполнении бланка заявления, и в случае выявления недобросовестных действий указывайте в заявление, что Вы не согласны с этими условиями.
Помните – Вы имеете право, а страховая компания обязана произвести ремонт из оригинальных, не бывших в употреблении запчастей в течении 30 дней с момента передачи машины в ремонт. В случае невыполнения своих обязательств предусмотрена ответственность в виде штрафа и неустойки.
После подачи заявления с приложенными документами, страховая компания обязана в течении 5 рабочих дней провести осмотр автомобиля. ВАЖНО, прежде чем подписать акт осмотра внимательно ознакомьтесь с перечнем повреждений и сфотографируйте его. Акт осмотра может Вам понадобиться в случае, если страховая выплатит недостаточную сумму на ремонт и будет необходимо оспаривать размер ущерба.
По закону страховая обязана в течении 20 дней выдать направление на ремонт или выплатить деньги. Если этого не происходит в течении указанного срока, то это является существенным нарушением и можно будет требовать неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от суммы задолженности.
Так же судом может быть взыскан штраф размере 50% от присужденной судом суммы. Правоотношения между страхователем страховщиком подпадают под действие Закона о защите прав потребителей и по этой причине со страховой компании подлежит взысканию моральный вред. Кроме того взысканию подлежат все расходы понесенные при подаче иска и подготовки документов (юридические услуги, расходы на оформление доверенности, расходы на услуги эксперта, отправку писем, оплату эвакуатора и т.д.)
О том, что делать и как добиться выплаты страховки на ремонт машины, в случае если страховая компания не платит или выплатила гораздо меньше подробно написано в нашей статье