Найти тему
Navygaming Channel

«Сражающийся дракон» вступает в войну/Часть 2. Малайя, Суматра, Яванское море

Продолжаем вспоминать боевой путь японского авианосца "Рюдзё". Ранее вы рассмотрели его применение у берегов Китая. Кроме того, если вы помните, мы изучили (вспомнили) вопросы проектирования, строительства и характеристики данного корабля, а также состав его авиагруппы. Если кто-то хочет вернуться к этим ранее опубликованным материалам, то можно их найти в следующих статьях: Статья 1, Статья 2, Статья 3.

Продолжение, начало ЗДЕСЬ

Итак, кампания в Китае позволила японской армии и флоту проверять свои силы и получить определенный боевой опыт. Другим следствием этого боевого опыта стали гораздо более реалистичные прогнозы эффективности авиаударов уже по надводным целям, что привело к выработке «нормативов» численности ударных самолётов, необходимых для поражения целей типа «тяжёлый корабль».

Авианосец «Хосё» - надежный соратник «Рюдзё», около Йокосука
с истребителем Митсубиси 1MF на палубе
Авианосец «Хосё» - надежный соратник «Рюдзё», около Йокосука с истребителем Митсубиси 1MF на палубе

Также полученный боевой опыт позволил оценить необходимость истребительного прикрытия бомбардировщиков, что привело к созданию морского истребителя «Мицубиси» А5М, который уже обладал хорошей дальностью и штатно комплектовался подвесным баком. А в дальнейшем опыт войны привёл к тому, что в 1940 году Императорский флот получил легендарный «Мицубиси» А6М «Зеро», обладавший наряду с другими многочисленными достоинствами феноменальной для одномоторного истребителя дальностью – 3100 км или до 8 часов полёта в экономичном режиме, что окончательно сняло проблему эскортирования ударных самолётов.

Бомбежка японских кораблей китайской авиацией, лето 1938
года (рисунок)
Бомбежка японских кораблей китайской авиацией, лето 1938 года (рисунок)

В конце 1939 года «Рюдзё» был выведен в резерв, основной причиной считается перевод пилотов на новейшие более крупные корабли типа «Сорю», в это время вступившие в строй (по всей вероятности – авианосец «Хирю», который сменил «Рюдзё» у берегов Китая). Хотя с другой стороны, если его авиагруппа ушла на укомплектование нового авианосца, то наиболее верным было бы использовать его для подготовки новых пилотов. Но «застаиваться» в резерве «Сражающемуся дракону» долго не пришлось, уже в июне 1941 года «Рюдзё» снова вернули в строй и включили в состав 4-йдивизии – в воздухе явно пахло большой войной.

Авианосец «Рюдзё» с истребителями Накаджима
Авианосец «Рюдзё» с истребителями Накаджима

После начала войны с США 4-й флот Японии действовал у восточного побережья Филиппин, у берегов Малайи, островов Ява и Суматра. Первоначально планировалось, что захват Филиппин обеспечат три лёгких авианосца – «Рюдзё», «Кассуга-мару» и «Дзуйхо», но в октябре японцы модернизировали истребители А6М2, в результате чего их радиус действия увеличился, и они могли действовать непосредственно с аэродромов на острове Формоза (ныне Тайвань). Учитывая большое количество самолётов на Формозе, в район островов Палау отправили лишь один «Рюдзё», а два других авианосца вернулись в Японию.

8 декабря 1941 года в 5 утра по Токийскому времени с «Рюдзё» взлетели 13 торпедоносцев B5N2 (всего в состав авиагруппы входили 18 торпедоносцев и 16 истребителей А5М4) и взяли курс на филиппинский порт Минданао.

Авианосец «Дзуйхо» - должен был поддержать «Рюдзё» в сражениях
за Филиппины
Авианосец «Дзуйхо» - должен был поддержать «Рюдзё» в сражениях за Филиппины
Как пишет Н.Полмар в своей книге «Авианосцы»: «…Хотя большинство японских авианосцев участвовали в атаке Перл-Харбора, вполне вероятно, что первый выстрел в Юго-Восточной Азии был сделан именно авианосным самолётом. Самолёты лёгкого авианосца «Рюдзё» появились над Минданао на рассвете первого дня войны. Базовые самолёты с Формозы, которые должны были атаковать северные острова Филиппинского архипелага, задержались на своих аэродромах из-за плохой погоды».

В результате налёта два самолёта были потеряны, причём один из них сел на воду из-за отказа двигателя. Во втором налёте участвовали уже только два B5N2 под прикрытием трёх А5М4. Существенных разрушений им нанести не удалось. Позже разведка выяснила, что удар японцев пришёлся практически по пустому месту: ни в воздухе, ни на земле они не встретили сопротивления. Истребители обстреляли и подожгли два гидросамолёта «Каталина», стоявшие в порту на якоре. Это был их единственный успех. Стоявший в маленькой бухте эсминец «Престон» (плавбаза гидросамолётов) японцы так и не обнаружили. Как только самолёты улетели, в залив вошли четыре эсминца, которые обстреляли строения в порту и отошли к своей эскадре.

Любопытно, что С.Э.Морисон в книге «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Восходящее солнце над Тихим океаном. Декабрь 1941– апрель 1942» этот эпизод представляет не как «профилактический» японский удар по базе противника, а как неудачную операцию против одного единственного американского корабля.

Плавбаза гидроавиации «Уильям Б.Престон»
Плавбаза гидроавиации «Уильям Б.Престон»
Вот его описание событий: «… На рассвете тринадцать японских пикирующих бомбардировщиков в сопровождении девяти истребителей «Зик» (с авианосца «Рюдзё», стоящего на якоре в Палау) совершили налёт на плавучую гидроавиабазу «Уильям Б.Престон», стоящую в заливе Далао. Один из самолётов гидроавиабазы находился в разведке, а два других были уничтожены на стоянке… «Престон» не был повреждён, он сразу же вышел в море на поиски безопасной якорной стоянки, откуда могли бы продолжаться дальнейшие разведывательные полёты».

Ещё один пример того, что к американским источникам (и к оценкам, которые там высказываются) следует относиться осторожно. Кстати, «Престон» в своих поисках «безопасной стоянки» вскоре оказался в порту Дарвин (побережье Австралии), где попал под бомбы японских авианосцев.

Пожары в порту Дарвина после удара японской палубной авиации
Пожары в порту Дарвина после удара японской палубной авиации

В период с 8 по 11 декабря авиация «Рюдзё» занималась патрулированием и разведкой, так что все лавры за потопление британского линейного корабля «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Рипалс» 10 декабря достались базовым самолётам авиагрупп «Гензан» и «Каноя», действовавшим с сухопутных аэродромов. Лишь 12 декабря 1941 года палубные самолёты с «Рюдзё» получили ударную задачу – поддержать высадку десанта в Легаспи. Однако и в этот раз японцы не встретили никакого сопротивления. С моря прикрытие десанта обеспечили эсминцы и тяжёлые крейсеры «Миоко» и «Нати», и на следующий день первый этап сражения за Филиппины был завершён. Позднее «Рюдзё» вместе с гидроавиатранспортом «Читозе» вошёл в группу прикрытия контр-адмирала Такаги (флагман – тяжёлый крейсер «Нати») и прикрывал действия сил вторжения на остров Минданао (Давао).

Гидроавиатранспорт «Читозе»- напарник «Рюдзё» при захвате Минданао
Гидроавиатранспорт «Читозе»- напарник «Рюдзё» при захвате Минданао

В начале 1942 года «Рюдзё» продолжил действовать в районе Филиппин. Так в январе 1942 года авианосец перешёл к Малайскому полуострову, и его самолёты вели охоту на транспорты, эвакуирующиеся из Сингапура. Лётчики заявили о потоплении четырёх кораблей союзников и о повреждении ещё восьми. В дальнейшем его авиагруппа участвовала в прикрытии действий соединения контр-адмирала Нисимура (флагман – тяжелый крейсер «Нати») по захвату Баликпапана и Бандермасина (о.Борнео) в конце января 1942 года.

В феврале 1942 года «Рюдзё» входил в группу кораблей, обеспечивавших захват голландской Ост-Индии. К этому времени японцы захватили северную часть Малайского архипелага и готовились захватить Яву. С 9 по 17 февраля 1942 года «Рюдзё» обеспечивал вторжение в Палембанг (юго-восточная оконечность острова Суматра). В ходе этой операции самолёты авианосца потопили транспорт и сухогруз противника и два судна повредили.

Основным противником японцев на этом этапе являлось объединённое штурмовое соединение «АBDA»контр-адмирала К.Доормана в составе 5 крейсеров («Де Рейтер», «Ява», «Тромп», «Эксетер», «Хобарт») и 10 эсминцев. Адмирал Одзава, руководящий высадкой десанта на Суматре, планировал уничтожить это соединении союзников ещё 15 февраля, когда они сделали попытку приблизиться к Паламбангу, используя для этого авиацию «Рюдзё» и артиллерию своих пяти тяжёлых крейсеров. Однако чтобы отбить атаку союзников в тот момент хватило нескольких атак бомбардировщиков базовой авиации, но самолёты «Рюдзё», согласно некоторым источникам, записали на свой счёт один потопленный корабль союзников. Им оказался голландский эсминец «Ван Гент», который в ходе форсирования эскадрой К.Доормана пролива Штольце в темноте налетел на подводный риф. Его экипаж был снят на эсминец «Банкерт», а сам корабль через два дня был уничтожен бомбардировщиками «Рюдзё».

Голландский легкий крейсер «Де Рейтер» - не смог остановить
японское вторжение, погиб в бою
Голландский легкий крейсер «Де Рейтер» - не смог остановить японское вторжение, погиб в бою

В ходе захвата Явы авианосец «Рюдзё» действовал в составе Западного соединения вторжения адмирала Куриты, в состав которого кроме авианосца вошло 4 тяжёлых крейсера, три лёгких крейсера, вспомогательный авиатранспорт, около 25 эсминцев и почти 60 транспортов и вспомогательных судов.

В результате сражения в Яванском море 27 февраля флот союзников понёс тяжёлые потери – были потоплены голландские крейсеры «Ява» и «Де Рейтер», и хотя несколько японских транспортов с войсками тоже было потоплено, остановить их высадку союзникам не удалось. Остатки союзной эскадры разделились на две части и пытались покинуть район боевых действий. Американский тяжёлый крейсер «Хьюстон» и австралийский лёгкий крейсер «Перт» 28 февраля попытались прорваться в Индийский океан, но севернее Явы наткнулись на японский конвой. Этим конвоем и оказалось соединение Куриты, причём в момент встречи японские транспорты занимались высадкой десанта. Однако крейсера союзников не смогли воспользоваться такой удачей – в ходе ночного боя они были потоплены японскими крейсерами и эсминцами в бою в Зондском проливе. Самолёты «Рюдзё» даже не понадобились.

Уничтожение американского тяжелого крейсера «Хьюстон»
японским флотом, рисунок
Уничтожение американского тяжелого крейсера «Хьюстон» японским флотом, рисунок

Вторая группа кораблей союзной эскадры выдвинулась из Сурабаи на следующий день. В неё входили повреждённый в бою 27 февраля британский крейсер «Эксетер» и 2 эсминца: британский «Энкаунтер» и американский «Поуп». Однако утром28 февраля союзники были перехвачены отрядом контр-адмирала Такаги (тяжёлые крейсеры «Нати» и «Хагуро», эсминцы «Ямакадзе» и «Кавакадзе») и отрядом вице-адмирала Такахаси (тяжёлые крейсеры «Асигара» и «Мёко», эсминцы «Акебоно» и «Инадзума»). В ходе неравного боя без шансов на успех крейсер «Эксетер» затонул, и оба сопровождавшие его эсминца попытались спастись самостоятельно. Однако уйти далеко эсминцам не удалось, первым роковое попадание получил «Энкаунтер», и спустя полчаса команда его покинула.

Тонет британский тяжелый крейсер "Эксетер"
Тонет британский тяжелый крейсер "Эксетер"

Эсминцу «Поуп» повезло чуть больше, он оторвался от противника и укрылся в дождевом шквале, но удача не долго ему сопутствовала. Около полудня 28 февраля эсминец был обнаружен гидросамолётом, и вскоре в дело вступили самолёты с «Рюдзё».

В 13:30 шесть пикирующих бомбардировщиков настигли американский эсминец и атаковали его.

Вот как описывает последующие события С.Э.Морисон: «Когда самолёты достаточно приблизились, кормовое 3-дюймовое орудие открыло по ним огонь, но после того, как было выпущено семьдесят пять снарядов, оно вышло из строя. После этого самолёты начали в одиночку пикировать на «Поуп». После одиннадцатого захода одна из бомб упала в непосредственной близости от торпедного аппарата № 4, в результате её взрыва в корпусе корабля образовалась большая пробоина, и вода сразу же затопила несколько отсеков».

Из-за близкого взрыва бомбы у эсминца вышел из строя левый гребной вал, вода начала поступать в отсеки. Левая турбина стала сильно вибрировать, и её пришлось остановить. Несмотря на все усилия экипажа, вода быстро прибывала, и крен всё возрастал.

Американский эсминец «Поуп» - погиб в Яванском море под огнем
японских крейсеров и ударами японской авиации
Американский эсминец «Поуп» - погиб в Яванском море под огнем японских крейсеров и ударами японской авиации
«После двенадцатого захода пикирующие бомбардировщики ушли, и их место заняли высотные бомбардировщики того же авианосца «Рюдзё». Они четыре раза атаковали «Поуп», который маневрируя, всячески старался избежать попаданий. Когда бомбардировщики делали второй заход, командир «Поупа» заметил, что корабль оседает на корму. Командир аварийной партии доложил, что вода продолжает поступать в корпус корабля и что, наверное, придётся покинуть корабль».

Ещё один американский историк, Т.Роско в книге «Эсминцы США: Война на Тихом океане» дополняет картину боя.

Т.Роско: «…артиллеристы «Поупа» продолжали отбиваться из пулемётов. Однако 12,7-мм пулемёты были почти бесполезны против «Вэлов». Старый эсминец крутился и вертелся, но самолёты с рёвом бросались на него с неба, сбрасывая бомбы…. Но даже теперь японские пикировщики не смогли завершить дело. Тринадцатая атака была произведена горизонтальными бомбардировщиками, вызванными с «Рюдзё». Зайдя на цель на высоте 3000 футов, «Кейты» засыпали «Поуп» бомбами. Но и «Кейты» не добились прямого попадания».

В итоге команда покинула эсминец, причём перед этим вывела из строя оборудование, открыла водонепроницаемые двери и заложила минный заряд, которым был подорван корабль (по словам С.Э.Морисона). По другим данным, эсминец нашли японские тяжёлые крейсера, и один из которых 203-мм снарядом попал уже в тонущий корабль, нанеся ему смертельный удар.

Истребители и торпедоносцы на палубе авианосца «Кага» - так все начиналось
Истребители и торпедоносцы на палубе авианосца «Кага» - так все начиналось

В результате двух сражений в Яванском море японский флот одержал окончательную победу в боях за Голландскую Ост-Индию. Высадившиеся японские войска быстро завершили оккупацию всех островов, и в этом была большая заслуга и авианосца «Рюдзё». Но на этом удачные действия малого авианосца ВМС Японии не закончились - впереди его ждала Индия...

Окончание следует

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, №109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов //Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/ В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А.Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет.