Найти тему
16,4K подписчиков

«Рюдзё» – малый авианосец для японского флота /Часть 1. Как всё начиналось...

889 прочитали

Всемирная история знает не очень много примеров, когда государство, ранее не претендовавшее на значимые позиции на политической арене, буквально за два-три десятилетия становилось мировым лидером. Таким государством можно считать Германию, объединившую волей О.Бисмарка усилия отдельных германских княжеств в единую империю и в конце ХIХ заявившую всему миру о своих притязаниях. Таким государством можно считать Советский Союз, о котором как-то И.Дойчером (а совсем не У.Черчиллем) было сказано, что Россия от сохи прошла путь «до ядерных реакторов, став второй индустриальной державой мира…».

Пароходофрегат «Миссисипи» - один из «черных» кораблей адмирала М.Пэрри
Пароходофрегат «Миссисипи» - один из «черных» кораблей адмирала М.Пэрри

К таким государствам можно отнести и Японию. Познакомившись с основами европейского судостроения на основе шхуны «Хеда», построенной русскими моряками с фрегата «Диана», а затем с орудиями и пароходофрегатами эскадры «чёрных кораблей» адмирала М.Пэрри в середине ХIХ века, к началу ХХ века японская империя уже обзавелась собственным броненосным флотом. И если первые броненосные корабли, крейсера и миноносцы японцы предпочитали строить в Британии, Германии и Франции или покупать готовыми у иностранных государств, то вскоре они перешли к их постройке на собственных верфях. Более того, уже совсем скоро боевые корабли, построенные в Японии для Императорского флота, не только не уступали кораблям своих европейских «учителей», но иногда и превосходили их. Линейные корабли типа «Конго», даже с учётом того, что головной строился на английских верфях, явный тому пример. Как и постройка серии эскадренных миноносцев типа «Араб» для французского флота в конце Первой мировой войны.

Французский эсминец японской постройки - тип «Араб»
Французский эсминец японской постройки - тип «Араб»

В итоге к началу 20-х годов ХХ века Японская империя вполне обоснованно претендовала на роль третьей морской мировой державы и не собиралась уступать это место никому из европейских держав. И для этого была определенная экономическая и военная основа. Флот Японии был самым сильным в регионе (не считая США), и постоянно шла работа по его усилению. Было бы неверным считать, что мысль о противостоянии с Великобританией и США пришла в головы правящей японской элиты после Первой мировой войны и «обид», нанесённых ей результатами Вашингтонской конференции. Руководство Японии, в начале ХХ века взявшее курс на построение «Великой Восточной империи», вполне отдавало себе отчёт в том, что это неминуемо приведёт к военному конфликту с крупнейшими морскими державами – Великобританией и США.

Линкор «Ямаширо» — представитель имперских амбиций японского флота
Линкор «Ямаширо» — представитель имперских амбиций японского флота

Уже в 1914 году в предложениях по составу флота «8-8», представленных министром ВМС Муцуро Ясиро, отмечалось, что перед флотом ставились задачи борьбы с флотами ведущих морских держав, в первую очередь США. Тем самым был очерчен круг возможных противников в будущем. Начало Первой мировой войны сместило приоритеты в пополнении флота боевыми кораблями, однако общая их направленность сохранилась.

Вашингтонский «Договор пяти держав», подписанный представителями США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, с одной стороны, сыграл на руку японскому военному руководству, так как в существующих условиях флот Японии не мог соревноваться с линейными флотами европейских держав и США.

Заседание Конференции по ограничению морских вооружений. Вашингтон, 1922 г.
Договор от 6 февраля 1922 г., подписи сторон
Заседание Конференции по ограничению морских вооружений. Вашингтон, 1922 г. Договор от 6 февраля 1922 г., подписи сторон

Эти страны за годы войны построили десятки линкоров и линейных крейсеров, освоили строительство авианесущих кораблей и лёгких крейсеров, подводных лодок и турбинных миноносцев. В этой связи сокращение общей численности «тяжёлых» кораблей давало Японии возможность попытаться догнать своих «партнеров». Но с другой стороны, как часто отмечается, японская дипломатия на этих переговорах потерпела поражение, так как не удалось отстоять паритет в тоннаже для линейных флотов наравне с США и Великобританией, согласившись на соотношение 5:5:3.

Таким образом, достижение количественного превосходства над британским и американским флотами даже в будущем становилось невозможным. В этих условиях японцы сконцентрировали усилия на улучшении качества корабельного состава и освоении новых тактических приёмов, сделав ставку на развитие палубной авиации и строительство авианосцев.

Первый японский авианесущий корабль - «Вакамия-мару»
Первый японский авианесущий корабль - «Вакамия-мару»

Надо признать, что японские адмиралы довольно быстро оценили перспективы корабельной (палубной) авиации, практически не отставая от европейских и американских «новаторов» в этом деле. Уже на маневрах 1913 года в ходе учений в составе флота одной из сторон находился транспорт «Вакамия-мару», который нёс три гидросамолёта. И впоследствии именно этот транспорт был переоборудован и стал первым японским гидроавиатранспортом «Вакамия-мару».

Японский гидросамолет на палубе «Вакамия», Йокосука, 1917 год
Японский гидросамолет на палубе «Вакамия», Йокосука, 1917 год

Переданный флоту в августе 1914 года «Вакамия-мару» с четырьмя его гидропланами принял активное участие в морской блокаде и осаде немецкой крепости Циндао. В ходе этой осады впервые в истории японской авиации была проведена воздушная бомбардировка наземной цели, впервые в мире японцы провели успешные атаки береговых целей морской авиацией, а также первую в истории ночную бомбардировку. Как видим, японский флот получил хорошую практику по использованию авиации. В 1920 году после введения в действие новых правил классификации кораблей японского ВМФ «Вакамия» был переклассифицирован в «авианосец».

«Вакамия-мару» -спуск гидросамолета на воду
«Вакамия-мару» -спуск гидросамолета на воду

Опыт «Вакамия» оказался достаточно удачным, и за ним последовали другие гидроавиатранспорты, также переоборудованные из транспортов и танкеров: «Такасаки» (2 гидросамолёта), «Ноторо» (16 гидросамолётов), «Камои» (20 гидропланов), причём последние два вступили в состав флота на замену первым двум.

Гидроавианосец «Ноторо», 1943 год
Гидроавианосец «Ноторо», 1943 год

Однако будет неправильным считать, что дальше гидроавиатранспортов японцы не пошли. Впечатленные успехами самолётов корабельного базирования в мировой войне японские офицеры задумались о специализированном боевом корабле, несущем на борту самолёты и способном применить их в сражении в открытом море. В итоге в 1917 году на рассмотрение главнокомандующему Объединенным флотом был предложен проект авианосца (гидроавианосец специальной постройки). Это был достаточно крупный корабль водоизмещением около 15 000 т, мощностью ГЭУ 120 000 л.с., скоростью 33 узла и несущий в подпалубных ангарах 32 гидросамолёта-торпедоносца «Шорт» (из них 24 боеготовых). Несмотря на революционность проекта, командование флота отклонило проект, так как предпочтение было отдано кораблю со смешанной авиагруппой (колёсные самолёты и гидросамолёты). Но вскоре и ему на смену пришёл проект корабля со сплошной полётной палубой, который и был реализован в виде авианосца «Хосё».

Авианосец «Хосё» в первоначальной конфигурации на ходовых испытаниях в 1922 г.
Авианосец «Хосё» в первоначальной конфигурации на ходовых испытаниях в 1922 г.

Авианосец «Хосё» стал первым авианосцем специальной постройки (несмотря на то, что был заложен как танкер) не только в Японии, но и в мире, опередив по вводу в строй заложенный на два года раньше британский «Гермес». Интересно, что в книге Марка Стайла «Авианосцы японского императорского флота 1921-45» отмечается, что в начале 20-х годов британцы оказали существенную помощь японцам в развитии их авианосных сил, которая была «незаменимой» (по словам автора). И в период с 1921 по 1923 годы специалисты Королевского флота способствовали совершенствованию всех вопросов от подготовки и проектирования деталей первого японского авианосца до создания авиации военно-морских сил. Так что неудивительно, что в проектах первых японских авианосцев можно увидеть «британские черты».

Схема внешнего вида британского авианосца «Фьюриес» до и после модернизации
Схема внешнего вида британского авианосца «Фьюриес» до и после модернизации

Авианосец «Хосё», несущий 21 самолёт, возможно, выглядел недостаточно мощным в сравнении с британскими АВ типа «Фьюриес» (36 самолётов) и «Глориес» (48 самолётов). Однако не надо забывать, что британские корабли получили усиленные авиагруппы уже ближе к 30-м годам, например, прямой соперник «японца» – «Гермес» был рассчитан вообще на 15 самолётов, а перестроенный из линкора «Игл» – на 25 самолётов! Так что не зря японцы планировали построить ещё один такой корабль, но тут в действие вступили уже упомянутые нами вашингтонские соглашения, и правила игры поменялись. Но в любом случае Япония стала третьей страной в мире, построившей полноценный авианосец, после Великобритании и США, флоты которых получили подобные корабли в сентябре 1918 и марте 1922 года соответственно.

Авианосец «Акаги» с тремя палубами, но без башен ГК на испытаниях
Авианосец «Акаги» с тремя палубами, но без башен ГК на испытаниях

В соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года Япония получила право на постройку авианосцев общим водоизмещением не более 81 000 тонн и достройку в качестве авианосцев двух линейных крейсеров или линкоров. Несмотря на то, что построенный ранее авианосец «Хосё» был признан экспериментальным и не включался в общую квоту, японцы считали такой объем водоизмещения недостаточным в первую очередь потому, что США и Великобритания получили право иметь авианосцы общим водоизмещением 135 000 т, то есть и в этом случае сохранялось соотношение, как и для линейных кораблей – 5:5:3.

Японский флот быстро выбрал установленный для него лимит: в 1927 году был введён в строй авианосец «Акаги» водоизмещением 34 464 тонны, а в 1928 году – авианосец «Кага» водоизмещением 33 693 тонны.

Авианосец «Кага» в 30-е годы ХХ века
Авианосец «Кага» в 30-е годы ХХ века

Вспомним, что авианосец «Акаги» был заложен как линейный крейсер по кораблестроительной программе «8-8», но в соответствии с решениями Вашингтонской конференции его строительство было остановлено, но японцы воспользовались своим правом и достроили его в качестве авианосца. На момент вступления в строй «Акаги» стал крупнейшим авианосцем мира, и это при том, что Япония позже Великобритании и США приступила к строительству и эксплуатации «настоящих» авианосцев. Причём это сыграло свою положительную роль – японцы получили возможность с присущей им педантичностью и дотошностью изучить британский и американский опыт, особенно опыт создания «Аргуса», «Игла» и перестройки «Фьюриеса».

Именно «Фьюриес» оказал влияние на проект перестройки «Акаги» в авианосец, например, возможность одновременного использования нескольких палуб, судя по всему, японцы подсмотрели именно у британцев. Более того, если британцы ограничились использованием двух палуб, то японцы планировали использовать три палубы: одну – для взлёта истребителей, другую – для взлёта бомбардировщиков, третью – для посадки самолётов, причём взлёт самолётов с указанных палуб осуществлялся непосредственно из ангаров! В последующем от такого решения отказались, упростив операции взлёта и посадки самолётов, но данные решения вошли в историю.

Британский авианосец «Фьюриес»
Британский авианосец «Фьюриес»

Второй авианосец, достроенный после подписания Вашингтонского соглашения, «Кага» был заложен как линкор программы «8-8», и его строительство также было прекращено после Вашингтонской конференции. Однако вместо планируемого к достройке в качестве авианосца линейного крейсера «Амаги» (систершипа «Акаги») именно «Кага» был перестроен в авианосец. Проект перестройки в целом повторял проект, по которому перестроили «Акаги», с учётом базовых отличий корпусов и механизмов у отменённого линкора и линейного крейсера: «Кага» был короче, соответственно получил более короткую палубу, имел меньшую толщину броневой палубы, меньшую мощность главной энергетической установки (ГЭУ) и скорость хода (91 000 л.с. и 27,5 узла против 131 200 л.с. и 31 узел).

Последующие модернизации этих двух авианосцев ещё больше уменьшили отличия между ними, что позволило им достаточно эффективно действовать в одной группе.

Авианосец «Кага» в 30-х годах до модернизации с тремя полетными палубами
Авианосец «Кага» в 30-х годах до модернизации с тремя полетными палубами

Заключение Вашингтонского договора потребовало от Японии пересмотра политики имперской обороны. Теперь главным потенциальным противником объявлялись США, за ними следовали Россия, Китай и Великобритания. Исходя из этого, минимальный состав флота определялся в 8 линкоров (по 35000 т), 3 авианосцев по 27 000 т (в соответствии с договором), 40 крейсеров и большого количества лидеров, эсминцев и подводных лодок. И, как мы видим, два авианосца (пусть и чуть большего водоизмещения) были вскоре построены. Новую политику имперской обороны объявили 28 февраля 1923 года, а разработанная в соответствии с ней новая кораблестроительная программа предусматривала в период 1925-1931 года построить третий авианосец (27 000т) в дополнение к «Акаги» и «Кага». Однако данная программа была отклонена, что потребовало от морского министра Японии подготовки новых программ кораблестроения.

Рассмотрение развития и метаморфоз кораблестроительных программ Императорской Японии в 20-30-е годы выходит за рамки нашей статьи, поэтому только отметим, что вопрос с постройкой третьего авианосца для японского флота был решён в рамках «Новой замещающей кораблестроительной программы 1927 года». Именно данная программа предусмотрела по бюджету 1928-1929 годов закладку авианосца «Рюдзё».

Окончание следует....

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille// New Vanguard, № 109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза:
Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во
Второй мировой войне / Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение / А.А. Чечин, Н.Н.Околелов // Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов // Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.:
Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галлея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой. /С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с.