Последний раз мы обсуждали японский авианосец "Рюдзё" месяца три назад, и вот пришло время вновь напомнить об этом корабле. Если вы помните, мы рассмотрели вопросы проектирования, строительства и характеристики данного корабля, а также состав его авиагруппы. И вот пришло время подробно представить его боевой путь. Если кто то хочет вспомнить ранее опубликованные материалы, то может посмотреть следующие статьи: Статья 1, Статья 2, Статья 3.
Если проанализировать темпы ввода авианосцев в состав своих флотов мировыми морскими державами, то на начало 30-х годов ХХ века Японии можно совершенно обоснованно выделить второе место после Великобритании. Действительно, благодаря вводу в строй авианосца «Рюдзё», ВМС Японии по количеству кораблей данного класса опередили, хотя и на короткое время, США и все европейские державы, кроме англичан. Причём, если Япония имела четыре корабля, все из которых были построены уже после Первой мировой, то Британия довольствовалась кораблями, заложенными ещё в годы Великой войны и уже изрядно и неоднократно модернизированными. В свою очередь США, имея в своем составе «Лэнгли» и два «лексингтона», немного запаздывали с вводом в строй «экспериментального» «Рейнджера».
Но количество не всегда означает качество, и в случае с «четвёртым авианосцем» японского флота это было достаточно актуально. Мы ранее (в первых статьях) отмечали факт, что, хотя авианосец «Рюдзё» формально вступил в строй 9 мая 1933 года, его службу в первые годы нельзя назвать активной. После окончания подготовки экипажа авианосец включили в состав Объединенного флота, однако в 1934 году его отправили на модернизацию для устранения выявленных недостатков.
Уже первый год эксплуатации этого корабля выявил серьезные просчёты с остойчивостью корабля, и, имея горький опыт, японцы решили не затягивать с этой проблемой. И через год новый авианосец снова вернулся на верфь. В ходе последующей модернизации, продолжавшейся с 1934 по 1936 годы, «Рюдзё» оборудовали бортовыми булями, в трюм уложили 1200 тонн балласта, сняли две установки 2х127-мм орудий, но вместо них установили более лёгкие спаренные 25-мм зенитные автоматы. И только после этого «Рюдзё» вернулся к активной службе, став в последние довоенные годы практически «учебной партой» для подготовки пилотов палубной авиации. Примерно в этот период вице-адмирал И.Ямамото произнёс слова, ставшие пророческими и определившими стратегическую линию развития флота.
И.Ямамото: «В богатых семьях принято выставлять в своих гостиных дорогие произведения искусства. У этих произведений нет никакой практической ценности, но обладание ими даёт такую вещь, как престиж. Точно так же и линейные корабли уже не представляют никакой практической ценности, однако флоты всего мира копят их в максимально возможных количествах, и эти корабли остаются символом, неким показателем военно-морского могущества. От вас, молодых авиаторов, никто не требует ставить под сомнение роль линкоров – просто думайте о них, как о произведениях искусства, украшающих гостиную нашего флота».
После таких слов неудивительно, что подготовка пилотов для палубной авиации приобрела важное значение.
Действительно, с учётом того, что в строй вступали новые корабли, напомним, что после «Рюдзё» японцы заложили авианосец «Сорю» (1934 год), а за ним его систершип – «Хирю», следовало серьёзно заняться подготовкой пилотов и приёмом на вооружение палубных самолётов, способных действовать в условиях океанского театра военных действий. Как раз в эти годы шло перевооружение японской авиации на смену бипланам В1М2, А1N1, Е2N2, В3Y1, Е2N1, D1A1 приходили цельнометаллические монопланы А5М, В5N А6М2, D3A1.
В этот период, в 1936 году, корабль использовался для испытаний палубных пикирующих бомбардировщиков, ранее на нём базировались только истребители, разведчики и торпедоносцы. В экспериментах принял участие новый пикирующий бомбардировщик (биплан) АйчиD1A1, специально разработанный для авианосцев. Интересно, что ещё в 1934 году «Рюдзё» был выбран для испытания тактики бомбардировки с пикирования, причём в качестве бомбардировщика предполагалось использовать разведчик Накаджима Е4N. Однако по результатам испытаний эти самолёты были признаны непригодными для решения таких задач. Пусть читателей не удивляет такое использование разведчиков, дело в том, что на первых японских авианосцах («Хосё» и «Акаги») именно дальние разведчики и истребители составляли большую часть авиагруппы, оставляя ударным самолётам, торпедоносцам-бомбардировщикам, меньшую роль.
И вот в ходе манёвров, проведённых осенью 1936 года, самолёты АйчиD1A1 показали свою эффективность и завоевали право войти в состав боевых групп авианосцев. А «Рюдзё» стал практически первым авианосцем японского Императорского флота, вооружённым пикирующими бомбардировщиками. Например, авианосец «Кага» получил пикирующие бомбардировщики в 1936 году после своей модернизации, «Акаги» – также после модернизации в 1938 году.
Таким образом противокорабельные возможности японской палубной авиации к середине 1930-х серьёзно возросли, что отразилось на задачах, стоящих перед авианосцами, и, как следствие, на составе их авиагрупп. От специализированных разведчиков было решено отказаться совсем, а общий баланс однозначно изменился в пользу ударных самолётов – пикировщиков и торпедоносцев / горизонтальных бомбардировщиков, причём с упором на последние.
В 1935 года «Рюдзё» вошел в состав Первой дивизии авианосцев, действуя совместно с «Хосё», в то время как «Акаги» и «Кага» составляли Вторую дивизию. В 1938 году вместе с вошедшими в состав флота «Сорю» и «Хирю» был переведён во Вторую дивизию авианосцев, оставив почётную роль составлять Первую дивизию ветеранам («Акаги» и «Кага») (по данным Е.Пинак).
Боевое крещение «Рюдзё» прошёл в войне с Китаем.
Характерной особенностью ТВД было наличие крупных судоходных рек (Хуанхэ, Янцзы, Сицзян), что позволяло японцам широко использовать свой мощный флот и создавать преимущество над китайской армией. Понятно, что для авианосца не было необходимости входить в китайские реки, и с осени 1937 года до осени1938 года «Рюдзё» обеспечивал блокаду китайского побережья и воздушную поддержку десантов, действуя в прибрежной зоне. Причём ещё в начале 1932 года авиагруппы «Хосё» и «Кага», а также плавбазы гидроавиации «Ноторо» приняли участие в боевых действиях во время так называемого «Шанхайского инцидента». А спустя пять лет, 7 июля 1937 года, когда началась полномасштабная Японо-китайская война, в ней были задействованы авиагруппы уже всех имевшихся на тот момент японских авианосцев, а также соединения морской авиации берегового базирования. А теперь давайте подробнее об этом.
В зону боевых действий у берегов Китая «Рюдзё» выдвинулся 12 августа 1937 года из Сасебо вместе с «Хосё» и другими кораблями 3-го флота, имея на борту 21 истребитель A2N, 12 пикирующих бомбардировщиков и девять торпедоносцев. А уже 22 августа истребители A2N с авианосца «Рюдзё» вступили в бой. Четверка истребителей патрулировала район недалеко от Шанхая на высоте 3000 метров. Обнаружив ниже себя большую группу китайских истребителей Кертисс «Хоук III», они немедленно атаковали противника с тыла, используя превосходство в высоте и фактор внезапности. Это была группа из 18 китайских истребителей 4-й истребительной группы. В результате внезапной атаки сразу были сбиты шесть китайских истребителей, еще два китайских истребителя были повреждены и разбились при посадке. Уцелевшие китайцы утверждали, что они сбили двух «японцев», однако все четыре японских истребителя благополучно вернулись на авианосец. Последующие вылеты японской палубной авиации так же оказались успешными.
Например, утром 23 августа четверка истребителей A2N с авианосца «Рюдзё» обнаружила смешанную группу из 27 китайских самолетов (новейшие китайские истребители-монопланы Боинг 281 Р-26) и вступила с ними в бой. По японским данным были сбиты 9-10 «китайцев», а группа вернулась без потерь. Однако по китайским данным успехи японцев были скромнее: китайских самолетов было «всего» 19, из которых они потеряли лишь два истребителя Р-26.
25 августа группа из трех китайских бомбардировщиков Хейнкель He-111A пыталась бомбить японские корабли однако, поднятые по тревоге истребители A2N с авианосцев «Рюдзё» и «Хосё», а также истребители A4N с наземных аэродромов, не оставили китайцем никаких шансов. Хотя прочные и живучие немецкие машины оказались твердым орешком для японцев, два из трех бомбардировщиков были подбиты и совершили вынужденные посадки, не выйдя на цель.
21 сентября 1937 года было решено нанести серию налетов на Кантон силами палубной авиации авианосцев «Рюдзё» и «Хосё». В ходе первого утреннего налета, в котором участвовали 12 пикировщиков D1A, три торпедоносца В2М и 15 истребителей A2N (из которых 9 с «Рюдзё»), японские самолеты подверглись атаке 7 китайских истребителей Кертисс «Хоук III». В ожесточенном бою китайская сторона потеряла два истребителя и два разведчика. Но и японцам не удалось избежать потерь, бой оказался таким упорным, что у японцев просто кончилось горючее. Шесть истребителей Тип 90 А2N, не дотянув до авианосцев, рухнули в воду, но пилотов удалось спасти.
Японцы подняли вторую волну своих самолетов для повторного удара по Кантону (16 пикировщиков D1A в сопровождении 10 истребителей A2N). Китайцы смогли противопоставить им пять оставшихся истребителей «Хоук III» - силы были слишком не равны. Три китайских истребителя были сбиты, причем два сбили истребители «Рюдзё». Всего японцы в этот день заявили об 16 уничтоженных китайских самолетов (по китайским данным - 11), при потери пяти своих.
P.S. Не исключено, что численность потерь противников в этих боях завышалась враждующими сторонами, однако точнее данных пока нет
При этом было бы неправильным считать, что действия в Китае стали для японской армии и флота «легкой прогулкой». За период с июля 1937 года по декабрь 1941 года авиация Императорского флота безвозвратно потеряла в Китае 1169 самолётов и 828 человек лётного состава, причём значительная часть потерь (229 самолётов и 285 человек) пришлась на первые 4,5 месяца боевых действий, в ходе которых завоёвывалось господство в воздухе. Вспомним, что на стороне китайцев действовали и иностранные добровольцы, в том числе и советские лётчики. Как раз с их действиями связывают эпизод по атаке японского авианосца, который в некоторых источниках идентифицируют именно как «Рюдзё».
Например, А.А. Демин в своей книге «Авиация Великого соседа. Кн.1» приводит такие факты: «… 3.7.38 самолёты готовили к вылету, …. Объявили тревогу, взлетели 10, собрались в две пятёрки. Пошли бомбить Аньцин. Не дойдя до цели 100 км, встретили облачность. Над ней шли на высоте 5 700 м. Над Аньцином было окно, но аэродром закрыт. Возле города заметили скопление кораблей и авианосец. При развороте на цель вторая пятёрка шла снизу сзади. Не видя истребителей, командир решил бомбить с высоты 3000 м на средней скорости. В момент выхода на боевой курс подверглись атаке 24 истребителей (их подняли наперехват с другого аэродрома, связи между ними не было). Звено японских истребителей атаковало, заняв место между двумя пятерками СБ, не давая стрелкам и штурманам обеих пятёрок стрелять. В итоге убит один стрелок и сбит один бомбардировщик. Сами сбили один истребитель».
Впоследствии из Шанхая сообщили: «Японский авианосец «Рюдзё» с 40 самолётами действительно был разбит китайскими воздушными силами в верховьях р. Янцзы 3.7.38 г., разбиты палуба и машинное отделение. … Это второй авианосец, разбитый воздушными силами Китайской республики. Он срочно ушел в Японию на ремонт. 22 июля в отпечатанном в Гонконге новом сообщении подтверждались сведения из Шанхая о повреждении японского авианосца 3 июля 1938 года». Нам не удалось подтвердить данный факт, но он вполне мог иметь место.
Опыт боевого применения палубной авиации Императорского флота, в том числе и «Рюдзё», продемонстрировали неэффективность бомбовых ударов малыми группами как с точки зрения их результативности, так и оборонительных возможностей подразделения в случае встречи с вражескими истребителями. Это привело к тому, что вскоре минимальная численность ударных групп выросла до 27-36 машин.
Кроме того, первые неутешительные результаты бомбометания как с горизонтального полёта, так и с пикирования, полученные в реальных боевых условиях, заставили заняться разработкой новых техник и тактик, повышающих точность, что и обеспечило впоследствии выдающуюся результативность палубных бомбардировщиков Императорского флота....
Продолжение следует.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, №109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов //Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А.Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет.