Найти тему
Navygaming Channel

Авианосец «Рюдзё» – между «Акаги» и «Сорю»/ Часть 1. Один из немногих

Мы уже начали знакомиться (вспоминать) о судьбе и боевом пути японского авианосца "Рюдзе", прочитать о процессе проектирования этого корабля можно прочить ЗДЕСЬ и ТУТ. А сейчас предлагаем подробнее познакомиться с конструкцией этого корабля.

Благодаря упорству и определённой смекалке японский МГШ к середине 1933 года имел в своём распоряжении четыре боеготовых авианосца, чем могла похвастаться не каждая морская держава того времени. Другое дело, что эти четыре единицы (авианосцы «Хосё», «Акаги», «Кага» и «Рюдзё») принадлежали к трём различным проектам (в лучшем случае), однако это не снижало их боевой ценности, что вскоре и было доказано в ходе боевых действий в Китае.

Японский гидроавианосец "Вакамия"
Японский гидроавианосец "Вакамия"

Так сложилось, что к середине 30-х годов ХХ века именно малый (позднее – лёгкий) авианосец «Рюдзё», построенный вне лимитов (практически «нелегально»), оказался самым современным авианосцем японского Императорского флота. Однако «Вставший на дыбы дракон» (или «Сражающийся дракон»), что в переводе с японского означает его название, оказался не самым сильным и не был лишён недостатков.

Как мы выяснили в предыдущей статье, к основным недостаткам авианосца «Рюдзё» относились низкая остойчивость и неудовлетворительная мореходность как следствие просчетов при проектировании, недостатка в выделенном водоизмещении и в банальной строительной перегрузке. Причём эти недостатки были присущи большинству кораблей, вводимых в строй во всех флотах мира.

Авианосец «Хосё» имел оригинальную систему поворота дымовых труб
Авианосец «Хосё» имел оригинальную систему поворота дымовых труб

Благодаря стремительному развитию авиации к началу 1930-х годов авианосцы доказали свою способность самостоятельно решать задачи по уничтожению кораблей в море и в базах, а также по нанесению ударов по важным береговым объектам. Это послужило своеобразным толчком к активизации работ по проектированию авианесущих кораблей, в итоге к началу Второй мировой войны в составе флотов крупных морских держав находилось 20 боеготовых авианосцев (Великобритания – семь, США – шесть, Япония – шесть, Франция – один). В то же время в момент ввода в строй «Рюдзё» соперников у него было немного, и практически все они превосходили его по большинству характеристик.

«Акаги» - один из первых тяжелых авианосцев японского флота
«Акаги» - один из первых тяжелых авианосцев японского флота

К лету 1933 года, когда «Рюдзё» официально вошёл в строй японского Императорского флота, британский флот активно использовал авианосцы «Глориес», «Корейджес», «Фьюриес», «Аргус», «Гермес» и «Игл», заложив в 1935 году авианосец «Арк Ройял»; флот США располагал только тремя авианосцами («Лэнгли», «Лексингтон», «Саратога») и достраивал «Рейнджер»; Франция в составе своего флота имела авианосец «Беарн» и приступила к проектным работам над авианосцем «Жоффр».

Таким образом, наиболее близкими по срокам ввода в строй, назначению и тактико-техническим данным к «Рюдзё» были французский «Беарн», американский «Рейнджер» и британский «Гермес». По понятным причинам сравнивать японский малый авианосец со стандартным водоизмещением 10600 т с такими гигантами, как «Лексингтон» (38727 т) или заложенными в 1934 году авианосцами типа «Йорктаун» (19875/25484 тонн), бессмысленно за явным преимуществом американских кораблей, как, впрочем, и с заложенным в 1935 году британским «Арк Ройялом» (22585/27720 т). Что же из себя представляли американский и европейские оппоненты японского «дракона»?

Авианосец "Кага" после первой модернизации
Авианосец "Кага" после первой модернизации

Американский «Рейнджер» стал первым американским авианосцем специальной постройки, в этом его можно считать аналогом «Рюдзё», как, впрочем, и «Гермеса». При разработке этого проекта американским военным и конструкторам, как и японским, хотелось максимально использовать имеющийся в их распоряжении лимит водоизмещения. И если японцы планировали построить корабль не более 10 000 т (не нарушая договор), то американцы планировали за счёт небольших размеров корабля получить наибольшее количество авианосцев в рамках суммарного водоизмещения, которое было предусмотрено Вашингтонским соглашением 1922 года.

Американский авианосец специальной постройки «Рейнджер» - потенциальный одноклассник «Рюдзё»
Американский авианосец специальной постройки «Рейнджер» - потенциальный одноклассник «Рюдзё»

Изначально проектом предусматривалось строительство авианосца водоизмещением всего 13 800 т, но в дальнейшем водоизмещение нового корабля выросло до 16 000 т. К наиболее известным особенностям «Рейнджера» относят то, что его планировалось строить как гладкопалубный корабль без «острова», а также то, что он имел шесть откидных дымовых труб (по три с каждого борта). Таким образом, «Рейнджер» мог иметь силуэт достаточно близкий к силуэту японского «Сражающегося дракона», кстати, в 20-30 годы такой силуэт – обычное дело, вспомним «Аргус», «Лэнгли», «Хосё» (после модернизации). Как бы то ни было, но «Рейнджер», как и «Рюдзё», иногда считается «полуэкспериментальным» авианосцем второго поколения кораблей этого класса.

Британский авианосец «Гермес» так и не стал первым авианосцем специальной постройки
Британский авианосец «Гермес» так и не стал первым авианосцем специальной постройки

Британский «Гермес» по всем признакам должен был стать первым авианосцем, изначально спроектированным и построенным в таком качестве, однако, как мы уже отмечали, он уступил это «первенство» авианосцу «Хосё» (тут надо всё же признать, что японский корабль закладывался всё-таки как танкер). Этап проектирования для «британца» прошёл довольно быстро, но темпы его строительства после окончания Великой войны резко снизились, что и привело к такому результату в «гонке морских вооружений». Можно отметить, что у «Гермеса», как и у «Рюдзё», тоже были «крейсерские корни» – его корпус и система бронирования разрабатывались на базе чертежей тяжёлого крейсера «Кавендиш» (тип «Хаукинс»). Вероятно, впоследствии это, с одной стороны, обеспечило удовлетворительную мореходность корабля, дав возможность действовать в океане, но с другой стороны, предопределило низкую остойчивость, для улучшения которой приходилось использовать уже «организационные» меры.

Тяжелый крейсер «Фробишер» - корпус и система бронирования
крейсеров этого типа послужила основой для проектирования «Гермеса»
Тяжелый крейсер «Фробишер» - корпус и система бронирования крейсеров этого типа послужила основой для проектирования «Гермеса»

Французский авианосец «Беарн» отличался от трёх ранее рассмотренных оппонентов принципиально – он был заложен и спущен на воду как линкор типа «Нормандия», а затем достроен как авианосец, причём с участием британцев, предоставивших чертежи авианосца «Игл». Французский авианосец строился ещё дольше, чем «Гермес», и примерно по тем же причинам (окончание войны и слабое финансирование). По сути, если его сравнивать, то сравнивать с такими же «перестроенными авианосцами» – «Лексингтон», «Фьюриес» и «Акаги» с «Кага», но по своим боевым характеристикам он всё же был ближе именно к «Рюдзё», будучи старше его на шесть лет.

Британский авианосец «Фьюриес» пережил много модернизаций,полностью изменивших внешний вид корабля
Британский авианосец «Фьюриес» пережил много модернизаций,полностью изменивших внешний вид корабля

Для того, чтобы уяснить место «Рюдзё» среди своих «современников», мы обобщили основные тактико-технические характеристики в таблицу (табл.1)

-9

Как видим, «Рюдзё» вместе с «Гермесом» обладали самым малым водоизмещением, что в принципе неудивительно: проектируя «Гермес», англичане стремились наработать опыт создания авианосца с «нуля», а японцы не могли себе позволить превысить лимит в 10 000 т, чтобы не нарушить положения Вашингтонского соглашения. Размерения этих авианосцев были практически одинаковыми. Они уступали «Рейнджеру» почти на 25 % по максимальной длине, а ширина, которая была почти на 30 % меньше, чем у американского и французского авианосцев, подчёркивала крейсерские обводы «Рюдзё» и «Гермеса».

«Рюдзё» - японский малый авианосец специальной постройки
«Рюдзё» - японский малый авианосец специальной постройки

Как показывает мировой опыт кораблестроения, небольшие размеры не обязательно сказываются на боевой эффективности корабля, однако с авианосцами эта зависимость была практически линейной: чем меньше размеры авианосца, тем он обладает меньшей боевой мощью. Дело в том, что размеры корпуса определяют в первую очередь размеры ангара и размеры полётной палубы. Размер ангара устанавливает максимальное количество самолётов, которые может нести авианосец, тем самым определяя его боевые возможности. В то же время от размера полётной палубы зависит количество самолётов, готовых к немедленному взлёту, размещаемых на ней без ущерба для взлётно-посадочных операций.

Как это в дальнейшем отразилось на возможностях японского авианосца мы рассмотрим чуть позже.

Окончание следует....

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, № 109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза:
Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во
Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов //Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой. /С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с.