Мы уже начали знакомиться (вспоминать) о судьбе и боевом пути японского авианосца "Рюдзе", прочитать о процессе проектирования этого корабля можно прочить ЗДЕСЬ и ТУТ. А сейчас предлагаем подробнее познакомиться с конструкцией этого корабля.
Благодаря упорству и определённой смекалке японский МГШ к середине 1933 года имел в своём распоряжении четыре боеготовых авианосца, чем могла похвастаться не каждая морская держава того времени. Другое дело, что эти четыре единицы (авианосцы «Хосё», «Акаги», «Кага» и «Рюдзё») принадлежали к трём различным проектам (в лучшем случае), однако это не снижало их боевой ценности, что вскоре и было доказано в ходе боевых действий в Китае.
Так сложилось, что к середине 30-х годов ХХ века именно малый (позднее – лёгкий) авианосец «Рюдзё», построенный вне лимитов (практически «нелегально»), оказался самым современным авианосцем японского Императорского флота. Однако «Вставший на дыбы дракон» (или «Сражающийся дракон»), что в переводе с японского означает его название, оказался не самым сильным и не был лишён недостатков.
Как мы выяснили в предыдущей статье, к основным недостаткам авианосца «Рюдзё» относились низкая остойчивость и неудовлетворительная мореходность как следствие просчетов при проектировании, недостатка в выделенном водоизмещении и в банальной строительной перегрузке. Причём эти недостатки были присущи большинству кораблей, вводимых в строй во всех флотах мира.
Благодаря стремительному развитию авиации к началу 1930-х годов авианосцы доказали свою способность самостоятельно решать задачи по уничтожению кораблей в море и в базах, а также по нанесению ударов по важным береговым объектам. Это послужило своеобразным толчком к активизации работ по проектированию авианесущих кораблей, в итоге к началу Второй мировой войны в составе флотов крупных морских держав находилось 20 боеготовых авианосцев (Великобритания – семь, США – шесть, Япония – шесть, Франция – один). В то же время в момент ввода в строй «Рюдзё» соперников у него было немного, и практически все они превосходили его по большинству характеристик.
К лету 1933 года, когда «Рюдзё» официально вошёл в строй японского Императорского флота, британский флот активно использовал авианосцы «Глориес», «Корейджес», «Фьюриес», «Аргус», «Гермес» и «Игл», заложив в 1935 году авианосец «Арк Ройял»; флот США располагал только тремя авианосцами («Лэнгли», «Лексингтон», «Саратога») и достраивал «Рейнджер»; Франция в составе своего флота имела авианосец «Беарн» и приступила к проектным работам над авианосцем «Жоффр».
Таким образом, наиболее близкими по срокам ввода в строй, назначению и тактико-техническим данным к «Рюдзё» были французский «Беарн», американский «Рейнджер» и британский «Гермес». По понятным причинам сравнивать японский малый авианосец со стандартным водоизмещением 10600 т с такими гигантами, как «Лексингтон» (38727 т) или заложенными в 1934 году авианосцами типа «Йорктаун» (19875/25484 тонн), бессмысленно за явным преимуществом американских кораблей, как, впрочем, и с заложенным в 1935 году британским «Арк Ройялом» (22585/27720 т). Что же из себя представляли американский и европейские оппоненты японского «дракона»?
Американский «Рейнджер» стал первым американским авианосцем специальной постройки, в этом его можно считать аналогом «Рюдзё», как, впрочем, и «Гермеса». При разработке этого проекта американским военным и конструкторам, как и японским, хотелось максимально использовать имеющийся в их распоряжении лимит водоизмещения. И если японцы планировали построить корабль не более 10 000 т (не нарушая договор), то американцы планировали за счёт небольших размеров корабля получить наибольшее количество авианосцев в рамках суммарного водоизмещения, которое было предусмотрено Вашингтонским соглашением 1922 года.
Изначально проектом предусматривалось строительство авианосца водоизмещением всего 13 800 т, но в дальнейшем водоизмещение нового корабля выросло до 16 000 т. К наиболее известным особенностям «Рейнджера» относят то, что его планировалось строить как гладкопалубный корабль без «острова», а также то, что он имел шесть откидных дымовых труб (по три с каждого борта). Таким образом, «Рейнджер» мог иметь силуэт достаточно близкий к силуэту японского «Сражающегося дракона», кстати, в 20-30 годы такой силуэт – обычное дело, вспомним «Аргус», «Лэнгли», «Хосё» (после модернизации). Как бы то ни было, но «Рейнджер», как и «Рюдзё», иногда считается «полуэкспериментальным» авианосцем второго поколения кораблей этого класса.
Британский «Гермес» по всем признакам должен был стать первым авианосцем, изначально спроектированным и построенным в таком качестве, однако, как мы уже отмечали, он уступил это «первенство» авианосцу «Хосё» (тут надо всё же признать, что японский корабль закладывался всё-таки как танкер). Этап проектирования для «британца» прошёл довольно быстро, но темпы его строительства после окончания Великой войны резко снизились, что и привело к такому результату в «гонке морских вооружений». Можно отметить, что у «Гермеса», как и у «Рюдзё», тоже были «крейсерские корни» – его корпус и система бронирования разрабатывались на базе чертежей тяжёлого крейсера «Кавендиш» (тип «Хаукинс»). Вероятно, впоследствии это, с одной стороны, обеспечило удовлетворительную мореходность корабля, дав возможность действовать в океане, но с другой стороны, предопределило низкую остойчивость, для улучшения которой приходилось использовать уже «организационные» меры.
Французский авианосец «Беарн» отличался от трёх ранее рассмотренных оппонентов принципиально – он был заложен и спущен на воду как линкор типа «Нормандия», а затем достроен как авианосец, причём с участием британцев, предоставивших чертежи авианосца «Игл». Французский авианосец строился ещё дольше, чем «Гермес», и примерно по тем же причинам (окончание войны и слабое финансирование). По сути, если его сравнивать, то сравнивать с такими же «перестроенными авианосцами» – «Лексингтон», «Фьюриес» и «Акаги» с «Кага», но по своим боевым характеристикам он всё же был ближе именно к «Рюдзё», будучи старше его на шесть лет.
Для того, чтобы уяснить место «Рюдзё» среди своих «современников», мы обобщили основные тактико-технические характеристики в таблицу (табл.1)
Как видим, «Рюдзё» вместе с «Гермесом» обладали самым малым водоизмещением, что в принципе неудивительно: проектируя «Гермес», англичане стремились наработать опыт создания авианосца с «нуля», а японцы не могли себе позволить превысить лимит в 10 000 т, чтобы не нарушить положения Вашингтонского соглашения. Размерения этих авианосцев были практически одинаковыми. Они уступали «Рейнджеру» почти на 25 % по максимальной длине, а ширина, которая была почти на 30 % меньше, чем у американского и французского авианосцев, подчёркивала крейсерские обводы «Рюдзё» и «Гермеса».
Как показывает мировой опыт кораблестроения, небольшие размеры не обязательно сказываются на боевой эффективности корабля, однако с авианосцами эта зависимость была практически линейной: чем меньше размеры авианосца, тем он обладает меньшей боевой мощью. Дело в том, что размеры корпуса определяют в первую очередь размеры ангара и размеры полётной палубы. Размер ангара устанавливает максимальное количество самолётов, которые может нести авианосец, тем самым определяя его боевые возможности. В то же время от размера полётной палубы зависит количество самолётов, готовых к немедленному взлёту, размещаемых на ней без ущерба для взлётно-посадочных операций.
Как это в дальнейшем отразилось на возможностях японского авианосца мы рассмотрим чуть позже.
Окончание следует....
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002. - 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, № 109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/ А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза:
Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во
Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2) / А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов //Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов//Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник/ Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/ Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой. /С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А. Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с.