Найти тему
Тени забытых предков

Дорогу осилит идущий

Июнь 1492 год. Южное побережье Испании.
Сотни, тысячи, десятки тысяч людей прибывали в портовые города с одной единственной надеждой - покинуть страну, в которой родились. В воздухе чувствовался запах страха. Люди бежали с Пиренейского полуострова, как крысы с тонущего корабля. Каждая посудина, способная отчалить от берега, была забита беженцами. В это же самое время, среди всего этого хаоса, уже немолодой моряк из Генуи, безрезультатно пытался нанять команду.

Чтобы понять, чем была вызвана паника и кто были эти люди, надо отмотать счётчик времени на 800 лет назад.

Когда весной 711 года на эти земли высадились арабы, понятное дело, никакой Испании не было. В те времена здесь размещалось Вестготское королевство с местным населением, частично окультуренным Римом, и с пришлыми германцами, который этот Рим разрушили. За семь лет арабы настолько сильно продвинулись вглубь полуострова, что папе пришлось признать, что христианскому королевству на Пиренеях пришел конец.

Надо добавить что траур, который объявил понтифик был не столько по королевству, сколько по христианству. Основой экономики арабов была подать, которую платили жители завоеванных территорий. Мусульмане ничего не платили, поэтому многие аборигены без зазрения совести меняли веру.

После разгрома последнего короля вестготов - Родриго, появляется новый герой. Звали его дон Пелайо. Откуда он взялся и кем он был до вторжения, не ясно до сих пор. Однако именно он возглавит сопротивление и нанесёт в 718 году первое поражение арабам. Партизаны Пелайо устраивали засады на горных перевалах и уничтожали гарнизоны небольших крепостей.

Сопротивление ширилось. В 724 году вестготы разбивают арабов у стен Аинса. В 736 мусульман выгоняют из Памплоны. В 750 освобождается Галисия. В 766 году - победа под Алавой. Реконкиста набирала обороты, а границы христианского мира медленно, но верно двигались на юг. Появляются новые королевства: Арагон, Наварра, Кастилия, Леон, Каталония.

Если в самом начале Реконкисты разнородную массу людей, говоривших на эль-романс, германском, арабском, еврейском, ещё пока трудно было назвать единой нацией, то уже к середине XIII века, в самый разгар борьбы, они все больше себя осознают испанцами. А отвоевание страны становится целенаправленным.

В 1292 году измученные осадой мавры сдают Тарифу. В 1340 году на Рио-Сальдо испанцы добиваются новой победы. В августе 1415 выкидывает белый флаг Сеута. Ну а 1487 году пришло время и Малаги. Понимая, что до полного освобождения полуострова остаётся совсем ничего, Рим начинает требовать от христианских королей принять меры в отношении не католиков. Но монархи пока медлят, не понимая, как им быть, ведь как минимум половина их подданных - не христиане.

Всё меняется с приходом Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского. Именно они войдут в историю как католические короли. С их браком и объединением двух королевств в 1469 году Испания навсегда перестанет быть "домом трех религий".

Начинаются гонения на мусульман и иудеев. Особенно досталось евреям. В молодом государстве вспыхивал один погром за другим. А когда Изабелла решилась готовить поход на последний оплот мавров - Гранаду, деньги решено было взять у евреев. Синагоги были обложены непомерными налогами. Но, по сути, обирали не только синагоги, но и самих насмерть перепуганных евреев, причем до нитки.

У стен Гранады королева дала клятву, что пока крепость не падёт, она не покинет армию и не поменяет нижней рубахи. Время шло, королевское исподнее меняло оттенок, а Гранада стояла. Однако в январе 1492 года оголодавшие мусульмане капитулировали, а Изабелла наконец - то поменяла бельё. Кстати, с тех пор в Испании цвет королевских "панталон" - бледно-жёлтый с розовым отливом называют - "Изабель".

А теперь давайте вернемся, с чего начали, и узнаем, что или кто спровоцировал огромные столпотворения в испанских портах. После падения последнего оплота мавров, последовал указ. Согласно этому указу все жители не христиане в трёхмесячный срок должны покинуть страну. И если мусульмане знали, куда им дорога, то стотысячное еврейское население бежало в неизвестность.

P. S
Кстати, тот генуэзский моряк всё-таки нанял команду. И хотя треть её составили уголовники из местной тюрьмы, это не помешало ему отправиться на поиски Индии. Правда, нашёл он на нашу голову Америку, что, впрочем, не умоляет его героизма и звания - первооткрывателя.

***