Меня пытается заморозить собственный автомобиль... Ощущение под Новый год такое, будто ты селёдка под шубой, ожидающая своего часа в холодильнике. А ведь тебе ещё ехать в магазин, а вскоре и вовсе, на работу... Нужна концентрация, комфорт, тепло в конце концов. А с печкой как назло какая-то беда приключилась: то греет, то не греет, то дует, то не дует, жужжит, тарахтит...
Чтобы помочь вам разобраться с проблемой, необходимо вкратце описать принцип работы печки, указать комплектующие и объяснить их работу. А после прочтения вы даже сами сможете найти проблему методом исключения. Конечно, я подскажу, как устранить неисправность!
Устройство и принцип работы печки
В современных легковых автомобилях помимо основного радиатора, который охлаждает двигатель, присутствует ещё один радиатор отопителя. Он находится за приборной панелью и имеет более компактные размеры. Радиатор отопителя подключен к системе охлаждения автомобиля через входную и выходную трубки, которые пропускают охлаждающую жидкость.
При работе двигателя происходит теплообмен, при котором антифриз (охл. жидк.) нагревается, а затем передает тепло радиатору отопителя. Вентилятор отопителя пропускает холодный воздух через радиатор, что позволяет охладить антифриз и одновременно нагреть воздух, который поступает в салон автомобиля. Охлажденный антифриз затем возвращается в двигатель, чтобы снова забрать излишки тепла. В некоторых автомобилях с ДВС дополнительно используется электрический нагреватель воздуха для улучшения системы отопления.
Чем может быть вызвана низкая эффективность работы печки:
Мало охлаждающей жидкости
Это страшное явление, которое может привести не только к замерзанию в салоне, но и к перегреву и клину двигателя. Но, как правило, в авто есть датчик температуры и уровня охлаждающей жидкости. Необходимо регулярно на него поглядывать. И если температура не в норме, и загорелся "уровень" - необходимо срочно глушить автомобиль и разбираться в проблеме. Иначе вы рискуете попасть домой на эвакуаторе. Не говоря уже о том, чтобы замерзнуть. Необходимо найти причину ухода из системы антифриза:
- Повреждение патрубков
- Выпаривание (это перегрев - возможно будет идти пар из-под капота)
- Неисправность прокладок Головки Блока Цилиндров или теплообменника
- Возможно течёт сам бачок
Что делать:
Остановитесь. Залейте антифриз в расширительный бачок между MIN и MAX. Пронаблюдайте, может быть где-то начинает капать или шипеть - причина обнаружена. Если реально - подрежьте патрубок до места повреждения (как правило, это случается в месте посадки) и натяните на посадочное место, перетяните хомутом. Двигайтесь до ближайшей СТО, чтобы заменить патрубок. Если нет, то дальнейшее передвижение машины с включенным двигателем приведёт к серьёзной поломке двигателя.
Если проблема в прокладке, в принципе можно аккуратно доехать до ближайшей СТО на замену (только доливайте антифриз по дороге). Симптомы: белый оттенок выхлопных газов и "закипание" двигателя при малых нагрузках.
Старайтесь не смешивать разные марки антифриза. Из-за разности состава может образоваться осадок.
Поломка насоса (помпы)
Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому контуру. При неэффективной работе этого агрегата может возникать плохой теплообмен с двигателем - машина будет греться сильнее чем нужно (более 100 градусов) при нагрузке: следите за датчиком температуры. В насосе много комплектующих... Но чаще всего проблема заключается в износе крыльчатки (диск, который создаёт отрицательное давление и затягивает антифриз в систему.
Что делать:
Скорее всего, починить "на коленки" у вас не получится. Нужны новые комплектующие. Иногда проще просто заменить насос. Аккуратно отравляйтесь на СТО на замену помпы.
А при самостоятельной замене не забывайте почистить и обезжирить сопрягающиеся поверхности, а также заменить прокладки на новые.
Клин термостата
В автомобиле два контура охлаждения (малый и большой). Термостат отвечает за запуск антифриза в большой контур (через основной радиатор). Это необходимо при повышении температуры антифриза выше 80 градусов. Бывает так, что термостат клинит в открытом положении и с момента запуска гоняет жидкость через большой контур. Двигатель прогревается медленнее и, соответственно, печка работает неэффективно.
Если же термостат не открывается (клин в закрытом положении) - случается перегрев: следите за датчиком температуры.
Что делать:
Менять термостат! Самостоятельно или на СТО.
Работу механического термостата легко проверить в домашних условиях: его нужно снять и опустить в кипящую воду. Если клапан в нём при нагреве открывается, а после охлаждения закрывается — термостат работает исправно: его можно исключить из возможных поломок.
Засорение радиатора отопителя и фильтра салона
Могли забиться каналы отопителя. Из-за использования некачественного антифриза и образования накипи. Это легко проверить. Потрогайте два патрубка системы отопления. Если одни из них горячий а второй слегка тёплый - проблема в засоре каналов.
Могли забиться сами соты радиатора. Это можно увидеть невооружённым взглядом. Радиатор должен легко продуваться.
Засорение фильтра салона ведёт к повышенному сопротивлению воздуха и как следствие, слабому потоку тепла в салон.
Что делать:
Если дело в засоре каналов - необходимо промыть радиатор отопителя. Если в забитых сотах - почистить (можно сжатым воздухом, но аккуратно). А фильтр салона обычно просто меняют - это не сложно сделать самостоятельно.
Иногда геометрия и общее состояние радиатора настолько плохие, что его лучше просто заменить
Неисправность вентилятора отопителя
Если из шторок обогрева в салоне вообще не дует никакой воздух, дело может быть в этом самом вентиляторе. Тепло есть, просто его некому до вас донести. Дело может быть в:
- Неисправности электромоторчика
- Обрыв цепи питания и управления вентилятора
- Деформация лопастей или сильное загрязнение
Иногда эту поломку легко определить по характерному шуму во время работы вентилятора (печки)
Что делать:
Нюансов может быть много. От механической поломки, до обрыва провода. Скорее всего, самостоятельно починить этот агрегат не получится. Возможно потребуется замена.
Не стоит игнорировать симптомы проблем с системой отопления: она является частью системы охлаждения, а значит, сложности могут возникнуть и с отводом тепла от двигателя. А это ведёт к куда более серьёзным и дорогостоящим в ремонте поломкам.
Так что, желание не замёрзнуть может уберечь вас не только от дискомфорта пребывания за рулём, а ещё и от больших затрат в будущем. А может даже спасти вам жизнь!
Благодарю за уделённое время! Если вам есть что добавить, или вы хотите задать вопрос - добро пожаловать в комментарии. Если статья показалась вам интересной и полезной, ставьте лайк. Чтобы не пропустить новые публикации - Подписывайтесь на канал. Буду рад видеть вас снова!
Удачи на дорогах!