Найти в Дзене
Наум, приди!

Сокровища России в Америке. Хиллвуд. ЧАСТЬ 1.

КОНТЕКСТ

В 1997 году я впервые увидел диснеевский мультфильм «Анастасия», в записи на видеомагнитофоне я пересматривал его несколько раз, показывая друзьям и родственникам. Это было одним из сильнейших потрясений детства, приковавших мое внимание к тайнам революции 1917 года и расхищения русских сокровищ. И тогда название горчицы «Распутин», стоявшей у нас в холодильнике, приобрело для меня конкретный смысл.

Мне было 12. В мультфильме была представлена история моей страны, пусть искаженная, но в очень ярких художественных образах. Сказочная царская Россия, с золотыми куполами, роскошными дворцами и бесчисленными сокровищами… трагедией гражданской войны и цареубийства, русского беженства и эмиграции, чудесными обретениями.

«Зеркала в янтаре, мой восторг отражают, кто-то пел на заре дом родной покидая», - эта мелодия из музыкальной шкатулки спасшейся по сюжету мультфильма русской великой княжны Анастасии до сих пор будоражит чувства. Как и другие слова из обильно используемых музыкальных композиций.

В сцене «петербургские слухи», где показывают город через 10 лет после революции: голодный, холодный, согретый лишь сенсационными новостями о чудом уцелевшей княжне, сквозь образ собора Спаса на Крови, зритель попадает на ярмарку, где продают в том числе и личные вещи царской семьи и князей Юсуповых.

«Рублишко за картину из комнаты Царя,

Юсупова пижама стоит три рубля.

А это одеяло царевны молодой.

Поэтому достойно оно цены такой», - поют на перебой барахольщики.

Фрагмент мультфильма с распродажи княжеских личных вещей
Фрагмент мультфильма с распродажи княжеских личных вещей

Интуитивно я запомнил эти слова, но только спустя годы осознал их драматизм в полной мере. Для Запада Россия была как сказочный Царьград XX века, который боялись, сокровищам которого завидовали и мечтали их разграбить, используя смуту. В Гражданскую войну, и особенно после нее, вместе с интервентами, иностранными концессионерами, в стране оказались различного рода авантюристы, которые вывозили из страны реликвии разоренных горем семейных гнезд.

Но самое печальное, что сокровища страны продавали сами большевики: первоклассную живопись, монеты, сервизы из Эрмитажа и музейного фонда, фамильные драгоценности русской аристократии и некогда царствующего дома, коронные ценности Оружейной палаты… Все это сегодня рассредоточено по миру: от ризниц британских монархов и частных собраний до целых коллекций и музеев.

Самым крупным и значимым из них по праву можно назвать Хиллвудский музей на окраине столицы США.

Это единственный специально созданный музей русского искусства в Америке, открытый 5 июля 1977 года в поместье Хиллвуд в Вашингтоне.

Входная группа в музей и сад Хиллвуд. Фото А.В. Наумов, 2014.
Входная группа в музей и сад Хиллвуд. Фото А.В. Наумов, 2014.

Его основательница - американская светская львица, меценат и бизнес-леди Марджори Мерривезер Пост (в русском также встречается Поуст) (1887 – 1973). Она родилась в состоятельной семье и с рождения входила в американский великосветский круг. Четырежды выходила замуж: за инвестиционного банкира, финансиста, дипломата и бизнесмена.

Бюст Марджори Пост в холле главного дома поместья Хиллвуд. Фото А.В. Наумов , 2014 г.
Бюст Марджори Пост в холле главного дома поместья Хиллвуд. Фото А.В. Наумов , 2014 г.

С русской культурой ее породнил третий брак. В 1935 году она вышла замуж за адвоката Джозефа Э. Дэвиса, которого через год назначили послом США в Советском Союзе.

1937 год – апогей репрессий, в том числе и партийной номенклатуры, которая обладала некогда экспроприированными вещами русских аристократов и буржуазии. Также это время продолжения музейных распродаж и уничтожения предметов церковного искусства. Супруг Марджори – Джозеф Дэвис 10 октября 1937 года писал своему брату: «Только тут, в России, я увидел и осознал, насколько уникально то, что создавали и создают в этой стране. Марджи в это неспокойное время бесстрашно ходит всюду без охраны - по торгсинам, даже в полуразрушенные церкви забирается в поисках шедевров. Я никогда не пойму страну, в которой шедевры можно найти даже в развалинах ...".

Супруги Марджори Пост и Джозеф Дэвис в Москве. 1937-38 гг
Супруги Марджори Пост и Джозеф Дэвис в Москве. 1937-38 гг

Имея практически неограниченные возможности по вывозу из СССР культурных ценностей, госпожа Пост приобретает в комиссионках, из частных собраний, и у советских властей множество выдающихся произведений русского искусства: иконы, мебель, церковные облачения и утварь. Особой ее слабостью были произведения фирмы Карла Фаберже. По словам госпожи Пост, зачастую антиквариат продавался на вес драгметалла, как яблоки.

Уже в 1938 году Дэвиса отзывают в Европу, а позже в США, где его супруга продолжает собирать русское искусство уже по аукционам, антикварным лавкам и частным собраниям.

В 1955 году М. Пост купила в Вашингтоне рядом с Рок Грин Парк поместье, вошедшее в историю как Хиллвуд. Марджори перестроила дом, разбила по собственному вкусу сады и парк и занялась экспонированием русской коллекции. Для этого она пригласила выпускника Гарвардского университета, искусствоведа Марвина Росса (1905-1977). С 1958 года он начал систематизировать коллекцию госпожи Пост, а позже составил каталог и стал куратором музея-сада Хиллвуд.

Главный дом поместья Хиллвуд, где размещается русская коллекция. Фото А.В. Наумов, 2014.
Главный дом поместья Хиллвуд, где размещается русская коллекция. Фото А.В. Наумов, 2014.

Последние годы своей жизни Марджори Пост провела в окружении реликвий русского и европейского искусства. Она скончалась 12 сентября 1973 года в своем поместье Хиллвуд и была похоронена там же.

Стилизованная "Русская изба", построенная  в поместье Хиллвуд в 1967 году. Фото А.В. Наумов, 2014.
Стилизованная "Русская изба", построенная в поместье Хиллвуд в 1967 году. Фото А.В. Наумов, 2014.

Японский дворик в парке поместья Хиллвуд
Японский дворик в парке поместья Хиллвуд
Фрагмент парка в поместье Хиллвуд. Фото А.В. Наумов, 2014.
Фрагмент парка в поместье Хиллвуд. Фото А.В. Наумов, 2014.
Вид из окна в парк. Фото А.В. Наумов, 2014
Вид из окна в парк. Фото А.В. Наумов, 2014

Свою богатейшую коллекцию и поместье Хиллвуд она завещала в дар «чердаку нации» Смитсоновскому институту – крупнейшему в мире научно-образовательному и музейному комплексу в центре Вашингтона.

Однако влиятельная институция не смогла выполнить главное условие завещания: превратить Хиллвуд в публичный музей и открыть его для публики. В связи с этим, был создан специальный Фонд Марджори Мерривесер Пост куда перешли в управление земля, дом.

Автор публикации на втором этаже парадной лестницы  главной лестницы поместья Хиллвуд. 2014.
Автор публикации на втором этаже парадной лестницы главной лестницы поместья Хиллвуд. 2014.

К сожалению, о Хиллвудском музее знают немногие – не только в России, но и в Америке, те кто занимается русской историей. Наверное и я бы не узнал об этом уникальном месте, если бы не работал в Российском Фонде культуры и не занимался созданием документальных фильмов о русской эмиграции.

-11

Побывав в США в 2014 году я не упустил возможности увидеть это место. Там я испытывал смешенные чувства: грусти, за то, что здесь осознаешь масштаб расхищения страны и радость, что все это сохранилось и транслирует русскую культуру на Западе. Видя в витринах личные, интимные вещи семьи последнего русского императора Николая II и семьи Юсуповых, я вспоминал песенку из мультфильма «Анастасия» и понимал, что в этом мультике, что у этого мультика более глубокий контекст и распродажа культурных ценностей в советской России – это часть идентичности большевизма и режима в целом.

Подробнее о содержании коллекции читайте в следующих публикациях.