Найти тему
Наум, приди!

Сокровища России в Америке. Хиллвуд. Часть 3.

Слёзы Отечества. 5 главных русских реликвий в музее Хиллвуд

Собрание предметов русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства – несомненная гордость музея Хиллвуд. Более 80 экспонатов работы знаменитой мастерской Карла Фаберже, мебель из императорских резиденций, коронные ценности, которые никогда не должны были уходить с молотка, оставаясь в государственной казне, но ушли.

Во многих статьях часто встречается информация, что «злодейка» Марджори Пост стала обладательницей выдающихся сокровищ в период дипслужбы ее мужа в Москве в 1930-е гг. Что она за бесценок скупала яйца Фаберже и усыпанные бриллиантами короны. Однако это не так. Первые русские вещи попали к ней еще в 1920-е гг. с аукционов в Европе и от американских перекупщиков, а свою русскую коллекцию она формировала практически до последних дней.

В её собрании есть вещи, которые в полной мере могут свидетельствовать о чудовищных преступлениях большевистского руководства перед русской культурой и народом.

Владимир Ленин подписал декрет «О продаже антикварных ценностей за границу» 26 октября 1920 года, законодательно открыв дорогу к распродажам национального достояния. Флоренция, Париж и Лондон, позже Амстердам и Антверпен стали центрами аукционов по продаже русских сокровищ, которые ходят по частным рукам и появляются на торгах до сих пор.

В музее Хиллвуд есть вещи совершенного музейного уровня главных хранилищ страны, уникальные и с точки зрения ювелирного, и с точки зрения духовного наследия Отечества.

Входная группа в музей Хиллвуд. Фото автора
Входная группа в музей Хиллвуд. Фото автора

Если бы у меня была возможность выбрать и вернуть в Россию 5 экспонатов из коллекции Марджори Пост, то я вернул в страну следующие:

5. Шкатулка Юсуповых работы фирмы Карла Фаберже

Первая известная русская вещь в коллекции Марджори Пост появилась в 1927 году. Это изумительная шкатулка, изготовленная в 1907 году фирмой Фаберже по заказу братьев Николая и Феликса Юсуповых к двадцатипятилетию свадьбы родителей Феликса Феликсовича-старшего и Зинаиды Николаевны.

Шкатулка была изготовлена в стиле Людовика XV мастером Хенриком Вигстрёмом в виде табакерки из золота и серебра, украшена эмалями и бриллиантами.

4 боковых стороны, дно и крышка декорированы эмалевыми панелями с видами знаменитых дворцов Юсуповых: 1. На крышке – любимый дворец в усадьбе Архангельское, под Москвой. 2. На передней грани - легендарный дворец на Мойке (где в 1916 году произошло убийство Г. Распутина) 3. На дне - Дворец в Кореизе в Крыму. 4. На задней грани - юсуповский дворец в Царском Селе 5. На левой грани - дворец в с. Ракитном Курской губернии. 6. На правой грани – Московские палаты.

Фото автора
Фото автора

На угловых срезах – гранях пластины с растительными мотивы и вензеля с инициалами латиницей «F», «Z» и «N».

Кнопку замка оформили в виде римской цифры «XXV», украшенной россыпью бриллиантов.

Фото автора
Фото автора

При открытии шкатулки – играл марш Лейб-гвардии Кавалергардского полка, в котором служил князь Юсупов, также известный как марш Франсуа Буальдье из оперы «Белая дама».

Марш Кавалергардов.

4. Люстра из Екатерининского дворца

Парадный холл главного дома в Хиллвуде украшает портретная галерея русских государей, а в пролете лестницы висит роскошная люстра, украшенная горным хрусталем из знаменитого Екатерининского дворца в Царском селе. Того самого, где находится овеянная тайнами «Янтарная комната».

Парадная лестница главного дома поместья Хиллвуд и люстра из русского дворца. Фото автора
Парадная лестница главного дома поместья Хиллвуд и люстра из русского дворца. Фото автора

Несмотря на то, что уже практически сразу после революции во дворце был создан музей, в 1920-е годы он подвергся чудовищному разорению. Большевики активно распродавали ценные вещи из императорских коллекций. Отсюда вывезли китайский фарфор, сервизы, уникальную мебель XVIII века и многое другое.

Удивительно, но эти вещи могли погибнуть в годы войны во время оккупации и ранние продажи их можно сказать сохранили для истории. Иногда даже удается что-то вернуть в Россию.

Так, например, Эрмитаж выкупает с 1979 года фрагменты первого полностью изготовленного в России в 1740-60-е гг. «Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровы» из Екатерининского дворца.

Собрание предметов из русских императорских сервизов в музее Хиллвуд. В средней нише в верхнем ряду - три тарелки из Собственного сервиза. Фото автора
Собрание предметов из русских императорских сервизов в музее Хиллвуд. В средней нише в верхнем ряду - три тарелки из Собственного сервиза. Фото автора

Кстати, помимо люстры, госпожа Пост приобрела в 1960-61 годах на аукционе Сотбис в США тарелки из «Собственного сервиза Елизаветы Петровны», с клеймом Екатерининского дворца, поставленным в конце 1930-х гг. и с инвентарным номером. На торгах тарелки выставлялись как изъятые и проданные советским правительством в 1928-34 годах. Однако скорее всего их вывезли из Царского села немецкие оккупанты в годы Великой Отечественной войны.

3. Яйца Фаберже

В музее Хиллвуд хранятся 2 из 52 двух известных императорских пасхальных яиц, выполненных в мастерской Карла Фаберже.

Первое - «Екатерина Великая» или «Розовая камея» было подарено Николаем II своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1914 года. Дизайн подарка разработал старший мастер Фаберже, автор описанной выше юсуповской шкатулки - Хенрик Вигстрём.

Пасхальное яйцо "Екатерина Великая" в музее Хиллвуд. Фото автора
Пасхальное яйцо "Екатерина Великая" в музее Хиллвуд. Фото автора

В 1927 году пасхальное яйцо было продано американскому концессионеру и «другу» СССР Арманду Хаммеру, занимавшемуся в том числе и посредничеством по продаже русских культурных ценностей. В 1931 году в галерее Хаммеров в Нью Йорке яйцо «Екатерина Великая» приобрела в подарок матери Элеонор Барзин – дочь Марджори Пост.

Пасхальное яйцо "Двенадцать монограмм". Хиллвуд. Фото автора
Пасхальное яйцо "Двенадцать монограмм". Хиллвуд. Фото автора

Второе яйцо «Двенадцать монограмм» изготовлено одним из ведущих ювелиров К.Фаберже - Михаилом Перхиным и посвящено Александру III . Было подарено Николаем II Марии Федоровне на Пасху в 1896 году, видимо, в память о 30-летии заключения брака родителей.

Яйцо украшают панели с монограммами Марии Фёдоровны и императора Александра III, соединенные обручами, покрытыми алмазами.

После революции 1917 года яйцо оказалось в Оружейной палате Кремля. В 1920-х годах оно было продано большевиками и ушло в неизвестностью. Только в 1949 году Марджорин Пост нашла его в Италии, у мисс мисс Берчиэлли, сообщившей, что провенанс ювелирного шедевра ей не известен.

Служившие сюрпризом в яйце 6 миниатюрных портретов императора Александра III на золотой подставке к моменту находки уже были утрачены.

Русские пасхальные яйца иных мастерских в собрании Хиллвуда. Фото автора
Русские пасхальные яйца иных мастерских в собрании Хиллвуда. Фото автора

2. Потир из Алексанро-Невской лавры

С 1776 года в Санкт-Петербурге в цеху иностранных мастеров работал выдающийся датский ювелир Ивар Венфельдт Бух. Среди известных его работ: четыре больших серебряных канделябра для Зимнего дворца, серебряная чаша с монограммами императора Павла I и членов его семьи.

В 1791 года Ивар Бух выполнил по заказу Екатерины II два набора литургической утвари с потирами, богато украшенными бриллиантами и византийскими камнями из личной коллекции императрицы.

Один комплект был передан в Успенский собор Московского Кремля, а второй – в Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

В 1918 году во время ограбления Патриаршей ризницы в Москве, первый литургический комплект был похищен, разломан на драгметалл и камни и фактически навсегда утрачен.

Драгоценная церковная утварь Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге была изъята в 1922 году советской властью у Церкви и за бесценок продана западным дилерам.

Потир в экспозиции церковного искусства музея Хиллвуд. Фото автора
Потир в экспозиции церковного искусства музея Хиллвуд. Фото автора

Пройдя через несколько перепродаж, в 1967 году госпожа Пост выкупила потир из второго комплекта для своей русской коллекции в Хиллвуде.

Потир представляет собой тончайшее произведение ювелирного искусства, выполненное из драгоценных металлов и украшенное византийской камеей «Архангел Михаил», вырезанной на голубом халцедоне. Византийская тема – отдельная глава в смысловой пружине эпохи правления Екатерины II.

И. Бух. Потир, 1791 г.
И. Бух. Потир, 1791 г.

1. Венец последней русской Императрицы

Осенью 1926 года советское правительство продало из Госхрана американцу Норману Вейсу бриллиантовый меч Павла I, украшения с коронационного платья Екатерины II из гроздьев бразильских бриллиантов и индийских изумрудов, табакерку императрицы Елизаветы (украшенную 2000 бриллиантов) и коллекцию императорских пасхальных яиц Фаберже.

-12

Среди прочих проданных реликвий оказалась и женская венчальная корона Великих князей Романовых. В ней сочетались церковным браком: в 1884 году – Елизавета Фёдоровна с Великим князем Сергеем Александровичем, в 1894 году – Александра Фёдоровна с Николая II, в 1908 году – великая княгиня Мария Павловна Романова со шведским принцем Вильгельмом.

Елизавета Фёдоровна - 1884 г.
Елизавета Фёдоровна - 1884 г.

Александра Фёдоровна - 1894 г.
Александра Фёдоровна - 1894 г.

Мария Павловна - 1908 г.
Мария Павловна - 1908 г.

После перепродажи на аукционе Christie’s 26 марта 1927 года она хранилась в одной из лондонских галерей.

Корона использовалась на первом конкурсе «Мисс Вселенная». В 1952 году в ней позировала победившая финка Арми Куусела.

Арми Куусела в русской венчальной короне. 1952 год
Арми Куусела в русской венчальной короне. 1952 год

И только в 1966 году императорская реликвия оказалась в собрании Марджори Пост.

Венчальная корона последней русской императрицы в экспозиции музея Хиллвуд. Фото автора
Венчальная корона последней русской императрицы в экспозиции музея Хиллвуд. Фото автора
-18

В судьбах русского наследия как в капле воды отразился весь ХХ век. Мы можем посыпать голову пеплом, можем переживать, а можем сделать выводы и оглянуться вокруг. Мы не в силах изменить прошлое, но мы можем не пройти мимо нашего будущего: наши города нуждаются в защите, наша архитектурная ткань - это тоже наследие, дошедшее сквозь лихолетья.

Наша история: плохая и хорошая - это урок, который мы должны хорошо выучить.