Слёзы Отечества. 5 главных русских реликвий в музее Хиллвуд
Собрание предметов русского ювелирного и декоративно-прикладного искусства – несомненная гордость музея Хиллвуд. Более 80 экспонатов работы знаменитой мастерской Карла Фаберже, мебель из императорских резиденций, коронные ценности, которые никогда не должны были уходить с молотка, оставаясь в государственной казне, но ушли.
Во многих статьях часто встречается информация, что «злодейка» Марджори Пост стала обладательницей выдающихся сокровищ в период дипслужбы ее мужа в Москве в 1930-е гг. Что она за бесценок скупала яйца Фаберже и усыпанные бриллиантами короны. Однако это не так. Первые русские вещи попали к ней еще в 1920-е гг. с аукционов в Европе и от американских перекупщиков, а свою русскую коллекцию она формировала практически до последних дней.
В её собрании есть вещи, которые в полной мере могут свидетельствовать о чудовищных преступлениях большевистского руководства перед русской культурой и народом.
Владимир Ленин подписал декрет «О продаже антикварных ценностей за границу» 26 октября 1920 года, законодательно открыв дорогу к распродажам национального достояния. Флоренция, Париж и Лондон, позже Амстердам и Антверпен стали центрами аукционов по продаже русских сокровищ, которые ходят по частным рукам и появляются на торгах до сих пор.
В музее Хиллвуд есть вещи совершенного музейного уровня главных хранилищ страны, уникальные и с точки зрения ювелирного, и с точки зрения духовного наследия Отечества.
Если бы у меня была возможность выбрать и вернуть в Россию 5 экспонатов из коллекции Марджори Пост, то я вернул в страну следующие:
5. Шкатулка Юсуповых работы фирмы Карла Фаберже
Первая известная русская вещь в коллекции Марджори Пост появилась в 1927 году. Это изумительная шкатулка, изготовленная в 1907 году фирмой Фаберже по заказу братьев Николая и Феликса Юсуповых к двадцатипятилетию свадьбы родителей Феликса Феликсовича-старшего и Зинаиды Николаевны.
Шкатулка была изготовлена в стиле Людовика XV мастером Хенриком Вигстрёмом в виде табакерки из золота и серебра, украшена эмалями и бриллиантами.
4 боковых стороны, дно и крышка декорированы эмалевыми панелями с видами знаменитых дворцов Юсуповых: 1. На крышке – любимый дворец в усадьбе Архангельское, под Москвой. 2. На передней грани - легендарный дворец на Мойке (где в 1916 году произошло убийство Г. Распутина) 3. На дне - Дворец в Кореизе в Крыму. 4. На задней грани - юсуповский дворец в Царском Селе 5. На левой грани - дворец в с. Ракитном Курской губернии. 6. На правой грани – Московские палаты.
На угловых срезах – гранях пластины с растительными мотивы и вензеля с инициалами латиницей «F», «Z» и «N».
Кнопку замка оформили в виде римской цифры «XXV», украшенной россыпью бриллиантов.
При открытии шкатулки – играл марш Лейб-гвардии Кавалергардского полка, в котором служил князь Юсупов, также известный как марш Франсуа Буальдье из оперы «Белая дама».
Марш Кавалергардов.
4. Люстра из Екатерининского дворца
Парадный холл главного дома в Хиллвуде украшает портретная галерея русских государей, а в пролете лестницы висит роскошная люстра, украшенная горным хрусталем из знаменитого Екатерининского дворца в Царском селе. Того самого, где находится овеянная тайнами «Янтарная комната».
Несмотря на то, что уже практически сразу после революции во дворце был создан музей, в 1920-е годы он подвергся чудовищному разорению. Большевики активно распродавали ценные вещи из императорских коллекций. Отсюда вывезли китайский фарфор, сервизы, уникальную мебель XVIII века и многое другое.
Удивительно, но эти вещи могли погибнуть в годы войны во время оккупации и ранние продажи их можно сказать сохранили для истории. Иногда даже удается что-то вернуть в Россию.
Так, например, Эрмитаж выкупает с 1979 года фрагменты первого полностью изготовленного в России в 1740-60-е гг. «Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровы» из Екатерининского дворца.
Кстати, помимо люстры, госпожа Пост приобрела в 1960-61 годах на аукционе Сотбис в США тарелки из «Собственного сервиза Елизаветы Петровны», с клеймом Екатерининского дворца, поставленным в конце 1930-х гг. и с инвентарным номером. На торгах тарелки выставлялись как изъятые и проданные советским правительством в 1928-34 годах. Однако скорее всего их вывезли из Царского села немецкие оккупанты в годы Великой Отечественной войны.
3. Яйца Фаберже
В музее Хиллвуд хранятся 2 из 52 двух известных императорских пасхальных яиц, выполненных в мастерской Карла Фаберже.
Первое - «Екатерина Великая» или «Розовая камея» было подарено Николаем II своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1914 года. Дизайн подарка разработал старший мастер Фаберже, автор описанной выше юсуповской шкатулки - Хенрик Вигстрём.
В 1927 году пасхальное яйцо было продано американскому концессионеру и «другу» СССР Арманду Хаммеру, занимавшемуся в том числе и посредничеством по продаже русских культурных ценностей. В 1931 году в галерее Хаммеров в Нью Йорке яйцо «Екатерина Великая» приобрела в подарок матери Элеонор Барзин – дочь Марджори Пост.
Второе яйцо «Двенадцать монограмм» изготовлено одним из ведущих ювелиров К.Фаберже - Михаилом Перхиным и посвящено Александру III . Было подарено Николаем II Марии Федоровне на Пасху в 1896 году, видимо, в память о 30-летии заключения брака родителей.
Яйцо украшают панели с монограммами Марии Фёдоровны и императора Александра III, соединенные обручами, покрытыми алмазами.
После революции 1917 года яйцо оказалось в Оружейной палате Кремля. В 1920-х годах оно было продано большевиками и ушло в неизвестностью. Только в 1949 году Марджорин Пост нашла его в Италии, у мисс мисс Берчиэлли, сообщившей, что провенанс ювелирного шедевра ей не известен.
Служившие сюрпризом в яйце 6 миниатюрных портретов императора Александра III на золотой подставке к моменту находки уже были утрачены.
2. Потир из Алексанро-Невской лавры
С 1776 года в Санкт-Петербурге в цеху иностранных мастеров работал выдающийся датский ювелир Ивар Венфельдт Бух. Среди известных его работ: четыре больших серебряных канделябра для Зимнего дворца, серебряная чаша с монограммами императора Павла I и членов его семьи.
В 1791 года Ивар Бух выполнил по заказу Екатерины II два набора литургической утвари с потирами, богато украшенными бриллиантами и византийскими камнями из личной коллекции императрицы.
Один комплект был передан в Успенский собор Московского Кремля, а второй – в Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
В 1918 году во время ограбления Патриаршей ризницы в Москве, первый литургический комплект был похищен, разломан на драгметалл и камни и фактически навсегда утрачен.
Драгоценная церковная утварь Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге была изъята в 1922 году советской властью у Церкви и за бесценок продана западным дилерам.
Пройдя через несколько перепродаж, в 1967 году госпожа Пост выкупила потир из второго комплекта для своей русской коллекции в Хиллвуде.
Потир представляет собой тончайшее произведение ювелирного искусства, выполненное из драгоценных металлов и украшенное византийской камеей «Архангел Михаил», вырезанной на голубом халцедоне. Византийская тема – отдельная глава в смысловой пружине эпохи правления Екатерины II.
1. Венец последней русской Императрицы
Осенью 1926 года советское правительство продало из Госхрана американцу Норману Вейсу бриллиантовый меч Павла I, украшения с коронационного платья Екатерины II из гроздьев бразильских бриллиантов и индийских изумрудов, табакерку императрицы Елизаветы (украшенную 2000 бриллиантов) и коллекцию императорских пасхальных яиц Фаберже.
Среди прочих проданных реликвий оказалась и женская венчальная корона Великих князей Романовых. В ней сочетались церковным браком: в 1884 году – Елизавета Фёдоровна с Великим князем Сергеем Александровичем, в 1894 году – Александра Фёдоровна с Николая II, в 1908 году – великая княгиня Мария Павловна Романова со шведским принцем Вильгельмом.
После перепродажи на аукционе Christie’s 26 марта 1927 года она хранилась в одной из лондонских галерей.
Корона использовалась на первом конкурсе «Мисс Вселенная». В 1952 году в ней позировала победившая финка Арми Куусела.
И только в 1966 году императорская реликвия оказалась в собрании Марджори Пост.
В судьбах русского наследия как в капле воды отразился весь ХХ век. Мы можем посыпать голову пеплом, можем переживать, а можем сделать выводы и оглянуться вокруг. Мы не в силах изменить прошлое, но мы можем не пройти мимо нашего будущего: наши города нуждаются в защите, наша архитектурная ткань - это тоже наследие, дошедшее сквозь лихолетья.
Наша история: плохая и хорошая - это урок, который мы должны хорошо выучить.