Найти тему
Наум, приди!

Сокровища России в Америке. Хиллвуд. ЧАСТЬ 2.

КОЛЛЕКЦИЯ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Значительное место в небольшом собрании живописи госпожи Пост занимают портреты русских монархов. Из 70 живописных полотен – 25 это именно они. Также представлены портреты русской знати и великих князей. Происхождение многих работ в коллекции Марджори Пост свидетельствует о том, что самые выдающиеся произведения живописи не вывозились ею из СССР, а приобретались позднее на аукционах.

Остановимся на некоторых из них, представляющих наибольший интерес.

Главную лестницу дома поместья Хиллвуд украшает портретная галерея русских монархов, центральным и доминирующим в композиции является огромный парадный портрет Екатерины II в рост. Работу приписывают выдающемуся русскому художнику Дмитрию Левицкому, а ее происхождение открывает одну из страниц международных связей императрицы.

В официальной информации сообщается, что портрет был подарен императрицей в 1788 году банкиру Г. Хоупу, о чем свидетельствует гравированная надпись на серебряной табличке.

Сын роттердамского торговца шотландского происхождения Генри Хоуп – родился в Америке, работал в Голландии, жил в Англии. Его дядюшки - братья Хоупы по праву считались ведущими торговцам всей Голландии. Они основали компанию «Hope Brothers», которая, с включением в деятельность второго поколения Хоупов, была переименована «Hope & Co».

Расцвет фирмы случился после окончания Семилетней войны. Хоупы кредитовали правительства Швеции, Португалии, Баварии и России.

Екатерина Великая была одним из самых важных партнеров Генри Хоупа. Помимо займов для России, семья получала право экспортировать сахар, представлять нашу страну в сделках по продаже отечественной пшеницы и древесины в странах Европы.

В 1780-х гг. Екатерина Великая даже предлагала Генриху Хоупу титул, от которого он, однако, отказался. Его и русскую государыню объединяла страсть к коллекционированию произведений искусства. Иногда Генри Хоуп приторговывал ими.

Портрет – послание Европе от Екатерины, изображенной на фоне бюста Петра I и надписи: «То, что было начато, завершено».

-2

-3

Кстати, в музее Хиллвуд есть два прекрасных бюста: Петра I и Екатерины II, работы талантливого скульптора Федота Шубина. В портретной галерее представлены также изображения Петра I, Елизаветы Петровны, Александра I, Александра II, Николая I, Павла I, еще один погрудный портрет Екатерины II, жены последнего русского императора Николая II – Александры Федоровны. В основном это копийные вещи, которые украшали учреждения или галереи аристократов.

-4

-5

-6

Жемчужинами русской коллекции являются 2 высококлассных работы выдающихся русских художников: Карла Брюллова и Константина Маковского.

Причем работа Карла Брюллова «Портрет гр. Ю. П. Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком», написанная художником в свой первый итальянский период (1832—1834), была в России лишь единожды. В 1905 году она экспонировалась на организованной Дягилевым знаменитой «историко-художественной выставке» русских портретов в Таврическом дворце Петербурга. Это картина К. Брюллова создавалось сразу после «Всадницы» (с изображением той же Паччини), в период завершения работы над «Последними днями Помпеи». Портрет находился в собрании графини Самойловой сначала в Италии, затем во Франции. Незадолго до смерти графини, в 1872 и 1874 гг. в Париже состоялась распродажа её имущества. Работы Брюллова разлетелись по частным коллекциям, например, наездницу позднее выкупил Павел Третьяков и она оказалась в России. Портрет с арапчонком, пройдя через разные собрания, в 1930-е годы оказался в США.

-7
-8

Графиня Юлия Павловна Самойлова, урожденная Пален (1803–1875), последняя из рода Скавронских, дочь генерала от кавалерии графа П. П. Палена от первого брака с графиней М. П. Скавронской. В 1825 году вышла замуж за флигель-адъютанта графа Н. А. Самойлова. Вторым браком - за итальянским певцом Пери. Третьим - за французским дипломатом графом де Морнэ. Владела огромным состоянием. В 1820-е годы в Италии она знакомится с Карлом Брюлловым и становится его музой и большой любовью. Вместе с приемными дочерьми она не раз позировала ему, включая для картины «Последний день Помпеи».

Карл Брюллов. Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с изображением Самойловой с приемными дочерьми
Карл Брюллов. Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с изображением Самойловой с приемными дочерьми

Вторая хрестоматийная работа выставлена напротив Брюллова, в павильонном зале дома в Хиллвуде.

Полотно Константина Маковского «Боярский свадебный пир».

-10
-11

Работа была создана в 1883 году и стала одной из самых известных работ художника, выполненных в жанре исторической живописи. Она стала популярной практически сразу после создания. Выставлялась в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. В 1885 году получила золотую медаль на Всемирной выставке в Антверпене. После оглушительного успеха, Павел Третьяков хотел купить картину для своего собрания, но пожалел 20 000 рублей, запрошенные Маковским. Вскоре работа была продана американскому ювелиру Чарльзу Уильяму Шуману за 15 тысяч долларов (60 тысяч рублей). Эта цена оказалась даже выше предложенной за картину Александром III.

В США работа произвела настоящий фурор, выставлялась на выставках в Детройте, Сан-Франциско, Чикаго. Маковский получил в США еще ряд заказов, а в 1901 году по приглашению Шумана приехал в Америку, где ему согласился позировать сам президент Теодор Рузвельт!

Несколько лет «Боярский свадебный пир» не только украшал витрину магазина Шумана на Бродвее в Нью-Йорке, но и репродуцировался на подарочных коробках с шоколадом.

-12

В 1936 году в рамках распродажи имущества Шумана картина начинает путешествие по рукам. И только в 1968 году она попадает в коллекцию Марджори Пост и с тех пор не покидала Хиллвуд.

Более внушительное собрание музея Хиллвуд – это предметы русского ювелирного искусства, о которых я расскажу позже.

См: Сокровища России в Америке. Хиллвуд. ЧАСТЬ 1. КОНТЕКСТ https://dzen.ru/a/ZZQN1OvCJlTsDPNk